Визит Анджея Дуды: удастся ли, наконец, оставить вопросы общей истории историкам

Визит Анджея Дуды: удастся ли, наконец, оставить вопросы общей истории историкам

Фото: ТСН.ua

Между Украиной и Польшей — очередные недоразумения

В Украину с трехдневным визитом, который стартовал в воскресенье, 11 октября, прибыл президент Польши Анджей Дуда. Основные официальные мероприятия запланированы на 12-13 октября. Однако в центре внимания будут именно двусторонние переговоры Владимира Зеленского и Анджея Дуды, ведь после их первой встречи в августе прошлого года в Варшаве, ни один из вопросов повестки дня двусторонних отношений не сдвинулся с мертвой точки. В частности, речь идет и о чувствительных исторических вопросах. ТСН.ua узнал, что именно обсудят президенты, и удастся ли Зеленскому на этот раз воплотить в жизнь давний принцип — "историю — историкам".

Историческая память

Визит Анджея Дуды в Украину — второй за последние пять лет и первый за каденцию Владимира Зеленского. Он планировался еще на апрель этого года. Но свои коррективы внесла пандемия коронавируса. К тому же, это первый зарубежный визит Анджея Дуды после переизбрания президентом Польши. В конце августа прошлого года, и в январе этого года украинский президент уже встречался со своим польским визави в Варшаве. Тогда в списке договоренностей было семь вопросов. Но в полном объеме ни один не удалось реализовать.

Одной из главных прошлогодних договоренностей была отмена Украиной моратория на эксгумацию польских захоронений, в обмен на восстановление польской стороной украинских мест памяти в Польше. Тем более, это прямо предусмотрено межправительственным Соглашением о сохранении мест памяти и захоронений жертв войны и политических репрессий от 1994 года.

Вопрос общей исторической памяти в двусторонних отношениях Украины и Польши остро встал после уничтожения весной 2017-го памятника воинам УПА в польских Грушовичах. Тогда Киев ввел мораторий на поиск и эксгумацию польских захоронений в Украине. Спорный вопрос оставался заблокированным до первой встречи Зеленского и Дуды в прошлом году в Варшаве.

Впрочем, историк и руководитель Отдела учета и сохранения мест памяти Украинского института национальной памяти Павел Подобед отмечает: о существовании моратория с украинской стороны до августа прошлого года, что очень часто можно услышать от польских СМИ, говорить не очень корректно. По его словам, в соответствии с польским и украинским законодательством, есть два отдельных этапа работ, требующих двух отдельных разрешений. Первый — проведение поисковых земляных работ (т.н. поиск останков), на который в Украине дает разрешение Министерство культуры и информполитики. Второй — работы по эксгумации (перенос найденных останков), на которые надо получить разрешение Государственной межведомственной комиссии по увековечению памяти участников антитеррористической операции жертв войны и политических репрессий.

"К сожалению, польско-украинские отношения в этой сфере слишком политизированы. Призывы Украины оставить историю историкам не воспринимаются. Создается впечатление, что польская сторона снова живет боями за Львов, только поле боя изменилось — теперь это кладбища и военные мемориалы. По странному стечению обстоятельств, такие изменения в риторике наших соседей произошли как раз в начале российско-украинской войны. Для подогрева эмоций отдельные польские СМИ часто используют словосочетание "запрет на проведение эксгумаций останков поляков", деликатно обходя тот аспект, что сначала нужно провести поисковые работы, найти останки, а тогда уже говорить об их эксгумации. Однако, "отсутствие разрешения на проведение поисковых земляных работ" звучит не так драматично, как "мораторий на эксгумацию жертв ОУН-УПА". Польские коллеги болезненно реагируют на слова о партнерстве и паритетности в этой сфере", — говорит ТСН.ua Павел Подобед.

Сейчас паритет выглядит следующим образом: Украина просит восстановления одного из уничтоженных мест памяти в Польше, в обмен на проведение польской стороной новых поисковых работ в Украине, а значит создания новых польских мемориальных объектов. В основном речь идет о Западной Украине. На сегодняшний день — это 93 памятника и памятных знаков в Польше, посвященных деятелям и событиям, связанных с историей Украины и/или украинского народа и были установлены (восстановлены) после 1990 года. Аналогичных польских объектов в Украине — 231. Далеко не все из украинских и польских памятников легальны. Количество польских нелегальных объектов в разы превышает количество украинских. К сожалению, с каждым годом ситуация ухудшается. Однако, даже здесь призывы украинской стороны легализовать украинские и польские памятники по принципу «все на все» не удовлетворяют Варшаву.

Очередной скандал

После предыдущих встреч Зеленского и Дуды, Киев сделал сразу два шага навстречу, дав два разрешения на достаточно крупные объекты — участки захоронений Войска польского в местности Голоски и Збоища во Львове. Хотя еще в сентябре 2018 года посол Украины в Польше Андрей Дещица говорил, что для отмены моратория польская сторона должна восстановить минимум два украинских памятника.

В то же время мы просили польских партнеров восстановить легальную могилу воинов УПА на горе Монастырь возле с. Верхрата. Неизвестные уничтожили надгробие еще в 2015 году. О восстановлении украинского памятника воинам УПА Зеленский и Дуда говорили по телефону 11 сентября, договорившись закрыть вопрос до официального визита польского президента в Украину.

"И вот накануне визита на горе Монастырь заменяют уничтоженную надгробную плиту на новую, где исчезает фраза "полегли за Свободную Украину" и список с именами воинов УПА. Вместо этого получаем погибших в лесу безымянных украинцев. Здесь стоит напомнить, что этот памятник появился в горах не по доброй воле польских партнеров, а в результате разрешения Украины восстановить поле польских военных захоронений на Лычаковском кладбище во Львове. Если замена надписей на надгробии была осуществлена с разрешения польских властей, возникает опасный прецедент. Скажем, значит ли это, что украинская сторона в праве прибегать к зеркальным мерам, в частности относительно польских военных захоронений на Лычаковском кладбище? Или мы снова будем просить, чтобы все украинские памятники в Польше не ликвидировали в обмен на согласие маркировать пограничные области Украины новыми польским милитарными мемориалами?", — сказал ТСН.ua Павел Подобед.

Впрочем, в украинском МИДе заявляют, что решение вопросов выдачи разрешений польской стороне на поиск и эксгумацию захоронений, в обмен на восстановление разрушенных украинских памятников в Польше лежит не в политической, а исключительно в технической плоскости.

"Достаточно экспертного уровня, чтобы все эти вопросы решать в духе взаимопонимания и взаимоуважения. Польская сторона уже длительное время знает суть вопроса и ключ к его решению. Мы открыты и готовы к сотрудничеству по надлежащему увековечению памяти жертв войн и политических репрессий. Президент Украины Владимир Зеленский одним из первых своих шагов отменил запрет на выдачу польской стороне разрешений на проведение поисковых работ. И мы такие разрешения предоставили, надеясь, что польские друзья тоже выполнят определенные технические вещи, в частности, восстановят уничтоженную легальную украинскую могилу на горе Монастырь. Поэтому в этой сфере важно придерживаться определенных принципов и договоренностей. Одним из таких принципов является то, что каждый имеет право быть достойно похороненным, независимо от каких-то обстоятельств или предубеждений", — сказал ТСН.ua заместитель министра иностранных дел Украины Василий Боднар.

Что касается предложения Владимира Зеленского построить на границе Украины и Польши совместный мемориал примирения, о чем украинский президент сказал Анджею Дуде в прошлом году в Варшаве, стороны даже участок не выбрали. Более того, по словам Павла Подобеда, общий мемориал примирения — это давняя идея, которая принадлежит даже не Зеленскому. Но из-за нежелания польской стороны работать на паритетных началах и делать шаги навстречу, даже этот вопрос не может сдвинуть с мертвой точки.

Политика и экономика

Директор Центра "Нова Європа" Алена Гетьманчук говорит, что Киеву важно четко и понятно донести Варшаве, чего именно мы ожидаем от отношений, как мы видим их повестку дня, хотя бы на время президентства Зеленского и Дуды.

"С одной стороны, торговля между странами оживляется. С другой, существенно мощнее в экономическом плане Польша не может похвастаться, что делает такой же вклад в рост экономики Украины. В последние годы вклад украинцев в рост польской экономики составил 11%. Мы призываем наших международных партнеров, в том числе и поляков, инвестировать в Украину, однако в какой-то момент им просто стало невыгодно это делать, поскольку рабочая сила, которая должна работать на польских предприятиях в Западной и частично Центральной Украине, уехала работать в Польшу. Кроме того, после прихода Зеленского мы получили в двух странах власть с очень похожим подходом к ведению дел: главное — реакция электората, а мнение международных партнеров и просчет того, как те или иные решения могут отрикошетить на отношения с какой-то даже очень важной страной — или вообще не интересуют, или становятся далеко второстепенными ", — говорит ТСН.ua Алена Гетьманчук.

Аспирант Ягеллонского университета (Краков, Польша) Михал Марек подчеркивает, что судя по декларациям польских экспертов и политиков, которые время от времени звучат во время важных форумов, польская сторона очень настроена на сотрудничество с Украиной по развитию пограничной инфраструктуры и увеличению количества пунктов пропуска на границе, что является шагом к включению Украины в формат "Триморья".

Это политическое объединение, созданное по инициативе Польши и Хорватии, охватывает 12 стран. На учредительный саммит "Триморья" в Варшаву в 2017 году приезжал даже Дональд Трамп. Украину туда не пригласили, аргументируя тем, что в состав "Триморья" входят только страны-члены ЕС. Хотя многие говорят, что мы не очень-то и активно лоббировали эту идею. А формат "Триморья", кроме политического измерения, имеет еще и чисто прикладное — экономическое и инфраструктурное. В рамках инициативы строятся, например, новые дороги между Польшей и Румынией. Так почему бы Украине не стать частью этого большого инфраструктурного коридора?

К тому же, подъездные дороги к границе со своей стороны Польша уже строит. В отличие от Украины, которая даже не начинала что-то делать, не говоря о новых пунктах пропуска. Хотя именно Киев первым заявил о необходимости строительства новой пограничной инфраструктуры. И больше это очевидно надо нам, учитывая хотя бы факт большого количества трудовых мигрантов, которые едут из Украины в Польшу.

"К тому же, не знаю, в Украине вообще обратили внимание, как в Польше комментируют новую Стратегию нацбезопасности Украины? В этом документе по приоритетности партнерства Польша на второй ступене вместе, например, с Азербайджаном, когда на первой — Франция и Германия. Реакция польских экспертов указывает на ожидания Варшавы, что отношениям с Польшей Киев предаст больше веса. А Польша со своей стороны хочет и в дальнейшем поддерживать Украину на ее пути в ЕС и НАТО", — говорит Михал Марек.

Еще один проблемный вопрос, который непременно поднимут во время переговоров Зеленского и Дуды — увеличение количества польских разрешений для украинских перевозчиков.

"Вопрос нехватки польских разрешений остается актуальным и является предметом переговоров в рамках Смешанной украинско-польской Комиссии по вопросам международных автомобильных перевозок. Мы надеемся, что польская сторона по объективным причинам, а именно в связи с ростом объемов торговли между нашими государствами, а также между Украиной и ЕС, учтет наши пожелания по увеличению количества таких разрешений. В рамках визита президента Польши в Украину будет возможность также пообщаться об этом министрам инфраструктуры двух стран", — сказал ТСН.ua заместитель министра иностранных дел Украины Василий Боднар.

Проблема с разрешениями для украинских перевозчиков в отношениях Украины и Польши возникла в прошлом году. Тогда Варшава, нарушая Соглашение об ассоциации, на треть сократила количество разрешений. Неоднократные двусторонние переговоры на уровне профильных министерств результата не давали.

После первой встречи Владимира Зеленского с Анджеем Дудой в Варшаве в августе прошлого года, этот вопрос удалось сдвинуть с мертвой точки — украинские перевозчики получили дополнительно 5 тыс. разрешений. Однако сейчас проблема вновь стала в повестке дня. И если Варшава, как и в прошлом году, не сделает шаг навстречу, Украина будет вынуждена обратиться в Еврокомиссию.

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Зеленский Владимир Александрович
Следующая публикация