Запусты — время веселья

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

В крестьянской культуре последние несколько недель до прихода весны — лучшее время для беззаботного веселья.

Танцы, гулянья, игрища… Традиционно в Польше несколько недель между Рождеством и началом Великого поста были самым веселым временем, — рассказывает Алиция Миронюк-Никольская в колонке на "Новая Польша".

Запусты — это старопольское название карнавала, сегодня уже полузабытое. Во многих европейских странах этот зимний период был порой безудержных праздненств, обильных застолий и дружеских встреч. В крестьянской культуре последние несколько недель до прихода весны — лучшее время для беззаботного веселья, ведь уже совсем скоро придется возвращаться к тяжким трудам.

Так было и в Польше. О том, сколь рьяно предавался народ увеселениям, свидетельствуют исполненные негодования слова ксендза Якуба Вуйека, написавшего в конце XVI века, что дни эти — "изобретение дьявола". Но высказывания моралистов, к счастью, никого не заботили — люди так же продолжали веселиться и в последующие века.

Еда в этот период подавалась обильная, жирная, с большим количеством мяса, дающая силы в холодное время года. Специальных блюд не было, ели просто мясное: дичь и прежде всего бигос, рецептов которого столько же, сколько хозяек. А из сладостей — конечно же, традиционные пончики и хворост (в Польше его называют еще "фаворки").

Еще это была пора помолвок и свадеб. Ухаживаниям способствовали и очень популярные в те времена кулиги — вереницы саней, ездившие от дома к дому в сопровождении всадников и музыкантов. Хотя, конечно, такие забавы были более привычны в городах, среди состоятельных слоев общества. Там также устраивались танцы и балы-маскарады, называемые на немецкий манер редутами.

В деревнях тоже развлекались вовсю. Больше всего забав приходилось на последнюю неделю карнавала, называемую мясопустом, остатками, кусыми днями или кусаками (от слова "kusy", родственного "искушению" и означающего "черт"). По деревням ходили ряженые: медведи (обвязанные гороховой соломой), козы (в козьей шкуре), лошади, аисты, призывающие весну, и целые толпы цыганок, чертей, духов, турок, немцев, жандармов. Они славились своими шутками, зачастую весьма непристойными.

Больше всего забав приходилось на последнюю неделю карнавала, называемую мясопустом, остатками, кусыми днями или кусаками

Все эти увеселения не только "упорядочивали мир", но и привносили в него много радости. Рядились повсеместно: женщины в мужчин и наоборот, по карнавальному принципу "мир вверх тормашками". Кроме того, костюмы ряженых, равно как и суматоха, шум и розыгрыши должны были, согласно поверьям, призвать в новом году плодородие на поля. Аналогичное значение имели женские танцы "на лен" и "на коноплю".

Это же время благоприятствовало так называемому поквитанью с девушками, которые еще не вышли замуж. В Великопольше и Куявии девушки, не нашедшие себе жениха, должны были принять участие в обряде, называемом подкозёлок. Во время танцев требовалось откупиться пожертвованием — его приносили кукле, изображавшей юношу, или вырезанной из дерева голове козла.

Некоторые обычаи, как бы "наказывающие" тех, кто до сих пор не нашел себе суженого, были более суровыми: чтобы девушке как можно скорее "повезло со свадьбой", ее заставляли волочить тяжелое бревно. Впрочем, на практике девчата и парни тягали бревна вместе, с песнями, плясками и шутками. Наверное, такой смысл и был изначально заложен в старинном обряде — помочь молодежи познакомиться поближе за общим делом.

Молодухи, в свою очередь, проходили обряд выкупа в бабы. Эта забава была исключительно женская. Так же обстояло дело и с бабским цомбером — известным с XVII века увеселением краковских уличных торговок, которые "ловили" проходивших мимо мужчин и заставлять их плясать (а неженатые должны были откупаться деньгами). "Цомбер" также известен в Силезии как обряд инициации, посредством которого молодухи вступали в сообщество замужних женщин.

Сегодня, кстати, бабский цомбер возвращается из небытия. В СМИ появляется все больше репортажей о замечательных женских традиционных гуляньях, проходящих в Силезии и не только. Увидеть карнавальные обычаи в деревне в наше время непросто, поэтому лучше посетить одно из множества представлений, специально организованных для зрителей. Например, в этом году 23 февраля можно будет повеселиться в гмине Чернице-Борове близ Пшасныша на "Мазовецких Запустах" — этот фестиваль народной культуры проводится уже без малого сорок лет. А подлясские карнавальные обычаи можно посмотреть в Подляском музее народной культуры в Василькове, недалеко от Белостока.

Увидеть карнавальные обычаи в деревне в наше время непросто, поэтому лучше посетить одно из множества представлений, специально организованных для зрителей

Но вот время забав проходит. В окрестностях Кракова и регионе проживания этнографической группы курпиев в Мазовии в последний вторник карнавала появлялся князь Запуст в высокой картонной шапке, украшенной лентами, и объявлял конец увеселениям и развлечениям:

Запуст, Запуст, детки Запустовы,
Радуйтесь минуте, ведь уйдет он снова,
Вы его увидите только через годик,
А от постных супчиков ввалится животик.

Это напоминание бывало необходимо, поскольку, как свидетельствуют источники, многие пускались в разгул столь рьяно, что не замечали прихода Великого поста — шестинедельного периода покаяния, воздержания от мяса и увеселений, предшествовавшего Пасхе. И теперь оставалось только почистить горшки и посыпать головы пеплом в Пепельную Среду, завершавшую Запусты и открывавшую Великий пост.

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции