Советник президента отмечает, что потрясение, в конечном счете, будет полезно для украинской экономики.
Начало этой недели ознаменовалось паникой, когда 24 августа вследствие финансовых проблем Китая, рухнули мировые биржи, а национальные валюты резко обесценивались.
Финансовые проблемы в КНР затронули весь мир, в том числе и Украину. Уже сейчас следом за ценами на нефть падают цены на металл, химию и сельхозпродукцию - основные группы украинского экспорта. Ранее экономисты рассказали, какие последствия несет для Украины мировой кризис и можем ли мы их нивелировать, например, с помощью реформ.
Советник президента Украины Александр Пасхавер в интервью ТСН.ua рассказал об успехах и проблемах в продвижении экономических реформ, а также дал рецепт борьбы с влиянием глобального экономического "шторма".
- Какие Украине необходимо предпринимать шаги и проводить реформы, которые смогут защитить нашу экономику от влияния мировых экономических и финансовых стрессов?
- Никто не защищен от глобальных "черных" дней. Но чем слабее экономика, тем она больше теряет в таких ситуациях, поэтому реформы нужно делать более активно.
- Каким образом?
- Все в совокупности, что мы стараемся делать, если это будет делаться достаточно последовательно, будет нас защищать в той мере, в которой оно защищает активные экономики. А специально защитить слабого человека, это все равно, как если бы у вас был низкий иммунитет, и вас держали бы в стерильной палате.
- По каким направлениям реформ у нас сейчас идет активная работа? Где можно отметить успехи?
- Она идет активно по очень многим направлениям. Но на слуху более всего реформы, связанные с облегчением действий предпринимателей, в частности снижение уровня контроля государства за деятельностью предпринимателей. Мы знаем, что значительная часть разрешений, лицензий должна быть снижена. Уже готовятся по этому соответствующие проекты. По налоговой реформе идут очень жесткие дискуссии, в частности по снижению налогового гнета и упрощению управления налогами.
- Дискуссии на общественном уровне?
- Да, между разными группами разработчиков. Например, сегодня успешна реформа, связанная с закупками государства, в части электронизации этого процесса. Антикоррупционная. Я бы сказал, это то, где значимые результаты либо уже видны, либо вот-вот появятся.
- Недавно президент сообщил о возможном росте экономики в конце года...
- Очень осторожно. Если вы проследите, он сказал очень осторожно. Он скорее сказал, что затормозилось падение. Если оно затормозилось, есть надежда, что за этим последует рост. Есть некое представление: если вы интенсивно освобождаете бизнес от государства, то должен последовать рост.
- А успеет ли правительство осуществить все необходимые шаги, реформы до момента открытия рынка в рамках ассоциации с ЕС?
- Все не успеет. но даже если не успеет, то, видите ли, все что нас не убивает, делает нас сильнее. Предпринимателям придется адаптироваться к этим рынкам. Я бы не сказал, что переговоры велись оптимальным образом. Это было, между прочим, еще при правительстве Януковича. В том смысле, что мы могли бы выторговать себе и больше. Сейчас обсуждать это уже бессмысленно. Единственное, что мы можем сейчас сделать, это максимально содействовать свободе предпринимательства. Это в ответ на проблемы, связанные с открытием наших рынков.
- А насколько будет защищен украинский рынок после вероятного введения ограничений со стороны России, о которых недавно говорил Дмитрий Медведев.
- Потери, связанные с нашими экономическими отношениями с Россией, это же следствие реальной войны. Война с Россией идет по разным направлениям. Везде мы несем потери, потому что наша зависимость от России была велика. Потому подсчитывать, сколько стоит война - довольно бессмысленное занятие. Мы не можем этого изменить. Знаете, я как-то прочел, что Каха Бендукизде в подобной ситуации сказал: "Вы не считайте потери. Представьте себе, что у вас вместо соседа, от которого вы так зависите, - море. И у вас нет никаких связей с морем". Вот я думаю, что это правильная мысль.
- Кстати, вот еще вопрос, навеянный соседями. Сейчас продолжают падать цены на нефть, что очень влияет на Россию. А как это может отразиться на Украине?
- Это депрессивное явление мировой экономики. Дело в том, что с ценами на нефть, падение которых нам выгодно, также падают цены на металл. Это для нас для нас приблизительно то же самое, что для России падение цен на нефть. Это действует в том же направлении, как и ваш вопрос об открытии рынков с ЕС. Это значит, что наша экономика испытает очередной удар, связанный с ее преимуществом ресурсного развития. И это, в конечном счете, полезно. Но трудно будет это сделать. И от всего этого могут защитить только реформы, связанные со свободой предпринимательства и со стимулированием активных людей.
Я например сторонник того, что если есть кто-то, кто готов вложить крупную инвестицию, условно говоря $ 100 млн, то к нему должен быть индивидуально приставлен человек от правительства, который, поскольку у нас недостаточно свободный рынок, снимает трудности, связанные с осуществлением этой инвестиции. То есть необходимы экстраординарные меры по стимулированию активности. И это одна из таких мер.
- А обсуждаются меры относительно малого и среднего бизнеса? Например, предоставление кредитов под более низкие проценты?
- Обсуждаются очень разные меры, и в том числе против малого и среднего бизнеса. Тут скорее стоит вопрос - кто победит. Потому что специальные меры, связанные с малым и средним бизнесом, вызывают возражения у таких сверхлибералов, которые говорят, что все должны быть в равных условиях. Но наша экономика абсолютно неравна для разного бизнеса. И разговоры о равных условиях - это цинизм и издевательство над реальностью.
Беседовала Ольга Скичко