Конфликт между подразделением и прокуратурой всколыхнул всю Украину.
Скандал вокруг роты "Торнадо" проходил в течение нескольких дней. С одной стороны серьезные обвинения в адрес бойцов со стороны прокуратуры, с другой - обвинения в коррупции и крышевании контрабанды. Все это чуть не закончилось вооруженным конфликтом между украинскими правоохранителями. ТСН.uа попытался разобраться в причинах конфликта.
17 июня военная прокуратура объявила, что командир роты "Торнадо" Руслан Онищенко и еще семеро бойцов подразделения арестованы.
Как сообщил главный военный прокурор Анатолий Матиос, дело, в ходе которого состоялись аресты, было возбуждено в марте текущего года сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса, которые в частности предусматривают создание преступной группировки, совершение насильственных действий, связанных с половым насилием, и убийства.
На следующий день, 18 июня, министр внутренних дел Арсен Аваков сообщил, что подписал приказ о расформировании отдельной роты патрульной службы МВД особого назначения "Торнадо".
Предшествовало этому другое событие. 12 июня в эфире программы "Шустер Live" заместитель командира подразделения Николай Цукур заявил, что многочисленные факты и доказательства огромных масштабов контрабанды через линию разграничения сторон на Донбассе.
Там же был продемонстрирован предоставленный Цукуром видеоролик, на котором зафиксировано пересечение фактической границы Украины с непризнанными республиками поездами, груженными лесом и другими ценными грузами. Кроме того, на видео были продемонстрированы огромные насыпи десятков или даже сотен тысяч тонн добытого на подконтрольной территории Украине угля, которое, по словам военного, никто не использует. Зато в Украину регулярно заходят эшелоны, загруженные углем, добытым на территории так называемых "ДНР" и "ЛНР".
После словесной перепалки, Цукур и народный депутат Семен Семенченко, который также присутствовал в студии, договорились совместно поехать на блокпосты и проверить ситуацию на месте.
"Не вызывает сомнений, что подвоз продукции и сырья на заводы и комбинаты, находящиеся на временно оккупированных территориях, вывоз продукции оттуда, контрабанда угля за границу, транзит товаров через Крым и РФ – выгодные и крышуются на самом высоком уровне... Фактически, бизнес ведется не с мифическими "патриотами Украины" на оккупированной территории, а с Плотницким, Захарченко, Аксеновым, Путиным... Такие вещи в стране, которая воюет, называются мародерством и предательством. И неважно, как это трактует Генпрокуратура или СБУ сейчас", - уже в понедельник 15 июня Семенченко написал на своей странице в Facebook.
Запись сопровождал видеоролик, отснятый во время совместного рейда батальона "Донбасс" и "Торнадо" в зоне АТО.
Как "Шахтерск" стал "Торнадо"
"Батальон ("Торнадо") был сформирован в начале 2014 года и это был не этот батальон, а подразделение МВД, батальон "Шахтерск", который формировался не только из представителей Донецкого региона, но и других. Был сборный: и правоохранителей, и активистов-патриотов и представителей, которые ранее привлекались к ответственности за различные преступления. И он показал на начальном этапе в 2014 году активные результаты защиты на конкретных рубежах", - рассказал ТСН.uа бывший руководитель внешней разведки Службы безопасности Украины Николай Маломуж.
"Он нес мало потерь по сравнению с другими и не попадал в большие неприятности, связанные с окружением. Но когда было затишье, он отличался другими фактами - и нарушения дисциплины, и похищение личного имущества, и, как свидетельствуют бойцы батальона и некоторые военные, которые фиксируют такие факты, присуща им была независимость даже по отношению к командованию. Особенно острой была реакция на приказы, связанные с перемещением или прекращением правонарушений. Вот такая определенная безнаказанность стимулировала и нарушение устава, и законов Украины относительно граждан, особенно тех районов, которые они контролировали", - добавил Маломуж.
"Были жалобы со стороны местного населения на их деятельность. Наряду с тем, что была высокая боевая подготовка и боевые успехи, особенно по охране наших рубежей. Но были и правонарушения, которые не дают возможности характеризовать положительно. Относительно более глубоких преступлений, покажет следствие. Фиксировались факты мародерства и хищений, фактов об изнасиловании у нас нет, но это будет разбираться следствие. Тенденция ущемления прав, краж, мародерства не получила достойной оценки руководства этого подразделения. И сами были втянуты в такие правонарушения. Поэтому, в данный момент, мы обоснованно говорим, что нужны такие расследования, были факты преступлений, которые нужно расследовать", - рассказал Николай Маломуж.
Собственно, эти факты и привели к тому, что в октябре прошлого года, также приказом министра Авакова, батальон "Шахтерск" был расформирован.
"Батальон "Шахтерск", который прекрасно сражался под Иловайском, был мною распущен приказом министра, потому что неоднократные случаи мародерства в Волновахе и в других ситуациях имели место", - заявил Аваков. Он также отметил, что действия 50 мародеров опорочили честь 700 бойцов батальона.
Позже из бойцов расформированного батальона была создана рота особого назначения "Торнадо".
"Факты мародерства там (в зоне проведения АТО – ред.) довольно регулярная вещь, но "Шахтерск" был за гранью добра и зла. Вместо того, чтобы принципиально подойти к этому вопросу, на их примере показать, чем это может завершиться, их фактически переименовали в "Торнадо". Вот и имеем результат", - заявил в комментарии ТСН.uа военный журналист Олег Ельцов.
В "Торнадо" знали, что ведется следствие
Представители батальона категорически отрицают обвинения и удивляются, почему, когда надо было воевать на передовой, никаких упреков в их адрес не было.
"У меня нет сомнений, что все дела сфабриковали, по нашим данным они начались после первых заявлений о масштабах контрабанды. Мы заявляем, что мы не банда, а люди, которые с первых дней на передовой... Если нас с самого начала считали преступниками, для чего доверили оружие?", - написал у себя в Facebook заместитель командира "Торнадо" Цукур в день, когда стало известно о задержании бойцов подразделения.
По словам журналиста Ельцова, факты провоза товаров через линию разграничения действительно есть, но их нельзя трактовать как контрабанду, ведь Украина не признавала эти территории оккупированными и не объявляла военное положение. Следовательно, формально территория "ДНР" и "ЛНР" остается украинской, а следовательно и пересечение линии разграничения с товарами не является нарушением закона.
"Контрабанды как таковой нет. Мы пока официально единая страна и никакие законы Украины не запрещают одной коммерческой структуре с подконтрольной нам территории передать груз и товар на территорию, контролируемую "ополченцами". Но у нас все время подмена понятий. Люди, которые контролируют ситуацию, говорят, мы ничего не можем сделать - официально максимум, развернуть груз, если не порядок с документами. А неофициально происходит следующее. На блок-посту могут забрать груз, могут расстрелять человека. Вот так это контролируется", - говорит Ельцов.
Но из сообщения Цукура можно понять, что на самом деле в подразделе "Торнадо" знали, что ведется следствие, ведь в заметке в соцсети от 17 июня он пишет, что удивляется, почему их делом занимается военная прокуратура, ведь "мы милиция и находимся в юрисдикции простой прокуратуры, куда делали запросы и давали гарантийное письмо, что по повесткам будем являться".
Кульминация и развязка конфликта
Все эти события привели к противостоянию между бойцами "Торнадо" и прокуратурой. Возмущенные бойцы фактически забаррикадировались на своей базе в Луганской области и более суток не пропускали представителей правоохранительных органов на ее территорию.
Под конец пятницы 19 июня заместитель командира "Торнадо" Цукур заявил, что бойцы не будут оказывать сопротивления правоохранителям и ждут от МВД предложений о переводе в другие места службы, поскольку расформирование подразделения продлится около двух месяцев.
А под вечер министр МВД Арсен Аваков написал у себя в Facebook, что конфликт между подразделением и прокуратурой исчерпан.
"Проблемы непонимания и конфликта между бойцами подразделения и военной прокуратурой – исчерпаны. И, говоря прямо, были, мягко говоря, созданы искусственно непрофессиональными и некорректными действиями смежников", - отметил он.
Не все едут на Донбасс защищать Украину
Фактически резюмировал все, что произошло вокруг подразделения в последние дни, глава Луганской военно-гражданской администрации Геннадий Москаль.
"Суета вокруг батальона "Торнадо", которая развернулась в Украине, показала, что граждане Украины не осведомлены о деятельности вооруженных формирований и о том, что происходит вне военной службы. К сожалению, практика всех военных действий, которые проходили в мире, свидетельствует, что общественности показывают только одну сторону медали, то есть то, что делается сегодня у нас, а вторая сторона медали, без которой, к сожалению, не обошелся ни один вооруженный конфликт, почему-то скрывается", - написал он на своей странице в Facebook.
"Хотя про "вторую сторону" деятельности "Торнадо" Луганская областная военно-гражданская администрация начала говорить еще в январе этого года. Но сказанное не выходило в публичную плоскость. Длительная переписка с прокуратурой, МВД. Если бы областная военно-гражданская администрация информировала население о всей преступной деятельности подразделения МВД "Торнадо" еще с января этого года, то, пожалуй, не было бы такого резонанса. К сожалению, вся эта деятельность подразделения "Торнадо" и других вооруженных формирований бьет в первую очередь по военно-гражданской администрации. Население области все это знает, скрыть того невозможно, а в воображении жителей Украины они как герои", - добавил Москаль.
"Поэтому мы хотим исправить ситуацию. И хотели бы, чтобы украинцы знали: не все едут на Донбасс защищать Украину. Я постоянно вынужден ездить и извиняться перед родственниками погибших и искалеченных за совершенные преступления", - завершил свою мысль Геннадий Москаль.
Напомним, Матиос насчитал на базе "Торнадо" 170 человек, четверть которых бывшие зеки.