Путин хочет получить что-то конкретное за "слив" Донбасса

Путин хочет получить что-то конкретное за "слив" Донбасса

Фото: ТСН.ua

Процесс над Надеждой Савченко уже вышел на финишную прямую - в этом уверены адвокаты летчицы. Вслед за ней могут "пакетом" отпустить еще десять украинских политзаключенных.

На этой неделе в суде над украинской летчицей Надеждой Савченко планируется допрос в качестве свидетеля главы так называемой "ЛНР" Игоря Плотницкого. Защита украинки очень ждет этого допроса, поскольку обвинение строилось, в том числе, и на его показаниях, а разоблачить его ложь, говорят адвокаты, совсем несложно.

В преддверии допроса больше политического, нежели процессуального, ТСН пообщалась с адвакатом летчицы Марком Фейгмным и спросила: когда ждать освобождения Савченко, что будет с другими политзаключенными и можно ли делать прогноз на жизнь после российских судов.

- Как думаете, приедет сегодня Плотницкий?

- Думаю, что да. Он обещал и, собственно говоря, основная стадия процессуальных доказательств стороны обвинения заканчивается. Письменные показания все представлены. Осталось досмотреть несколько вещдоков и он один из последних свидетелей, если не сказать последний. Не считая двух экспертов, которые не принципиальны.

- Могут ли в суде сделать такой эксперимент, и допросом Плотницкого сторона обвинения завершит предъявлять свои материалы?

- Они могут все на свете. Почему допрос Плотницкого так важен и для них тоже? Потому что он основной свидетель обвинения. Он был первым, кто принимал плененную Савченко 17 июня 2014 года, когда ее привезли на базу батальона "Заря" в военкомат в Луганск. Он как бы 23 июня ее выпускал из плена на все четыре стороны. Допрос его - это допрос принципиальный. Этот допрос политический исключительно, не процессуальный. Они могли, сославшись на то, что он гражданин Украины, сказать, что не может приехать в суд для дачи показаний. Могли зачитать его показания, но тогда суд очень сильно потерял бы в весе, учитывая резонанс этого дела. То, что все понимают, что Савченко невиновна. Для всех это такой карнавал, спектакль. Тем, что Плотницкого допросят, действительно должна быть поставлена с точки зрения обвинения, с точки зрения Кремля в конечном итоге, такая точка в этом процессе. Что вот "смотрите мы вам даже привезли главу непризнанной республики. Неужто вы не верите в виновность Савченко". Где-то так умозрительно они хотят сделать.

- Выработали с Савченко план допроса Плотницкого? Какие будут сюрпризы от защиты?

-Ценность моя, как адвоката, и моего коллеги, например, Николая Полозова, это известно по нашим предыдущим процессам, - никто так жестоко не допрашивает лжесвидетелей, как мы. Человека, который лжесвидетельствует, лжет, - мы просто уничтожаем! От человека вообще ничего не остается! Потому что его жизнь меняется безвозвратно. То же самое мы собираемся сделать с главой непризнанной "ЛНР" Плотницким. Потому что все понимают - человек будет лгать. О том, что он Савченко отпустил из плена и что взяли ее в плен уже после гибели российских журналистов. Это факты, которые мы постараемся выяснить, задавая перекрестные вопросы, чтобы выявить эту ложь.

Поскольку люди имеют такое свойство психологическое - они либо путаются, когда им приходится лгать, с тем, что они говорили прежде, либо не успевают реагировать на неожиданные вопросы, которые задают его оппоненты, в данном случае защита, и начинают путаться еще больше. А человек особо недалекого ума и не особо подготовленный, не готов сейчас оценивать каким является Плотницкий, точно попадет в эту ловушку. Сюрпризы будут, они обязательно подействуют, и я уверяю вас, жизнь Плотницкого после этого допроса изменится безвозвратно раз и навсегда.

- Его карьера - как лидера так называемой ЛНР - также закончится?

- Будет закончена, я вам это гарантирую.

- Как думаете, сколько будет длиться этот допрос Плотницкого?

- Может, два-три часа. Тут многое зависит от ответов. Каждая новая ложь побуждает массу следующих вопросов.

Плотницкий в среду должен свидетельствовать на суде над Надеждой Савченко

Плотницкий в среду должен свидетельствовать на суде над Надеждой Савченко

- Как здоровье Нади Савченко? Она жаловалась нам во вторник на простуду.

- Надя чуть-чуть болеет, кашляет. Но ей дают антибиотики. Вроде, это что-то связано с бронхами. Но ничего страшного нет, она сама говорит. В целом, она чувствует себя хорошо. Мы с ней на крайнем свидании в СИЗО обсуждали концовку процесса, то, как она будет реагировать на обвинительный приговор.

- Кстати, Надя не раз говорила, что намерена в конце процесса (оглашение приговора ожидается в начале декабря) объявить снова голодовку. Что сейчас говорит?

- Она размышляет над этим. Такое возможно. Говорит, что полтора года сидит. Устала. Ей это надоело. И может среагировать на приговор именно таким образом, не стану отрицать.

- Как считаете, повторная голодовка поможет ей быстрее вернуться домой?

- Тут важно понимать, что все решения Надя принимает сама. Повлиять на нее совершенно бесполезно, если она примет такое решение, она примет его не под чьим-то давлением или уговорами. Я лично против этой голодовки. Потому что боюсь за ее здоровье.

Я знаю тысячи других способов, которые приведут Кремль к тому, что он решит все-таки избавиться от Нади Савченко, из России отдать ее под любыми предлогами в Киев.

- Раньше вы предполагали, что Савченко вернут в Украину, обменяв на российских ГРУшников. Но суд над ними в Киеве может затянуться аж на полгода. Неужто Надя будет так долго еще сидеть и ждать их приговора, чтобы затем ее обменяли?

Если политики договорятся о таком обмене, то это же не будет, как на мосту двоих меняют. Будет такая же схема, как по конвенции, Ерофеева и Александрова позже отдадут отбывать наказание в Россию. То есть, Надя может уехать раньше, а они - когда их приговор вступит в силу.

Обмен произойдет, но не как непосредственное действие одних на других мгновенно. Для этого должны быть: первое- политические переговоры между Москвой и Киевом. Скорей всего, договоренности эти будут конфиденциальными. Второе - кто-то должен выступить гарантом. Например, США.

Сейчас Москва очень стремится к налаживанию отношений с Западом. И возможно отправка Савченко домой после суда и всех процессуальных процедур будет одним из шагов, чтобы показать, что Кремль хочет решить проблему взаимоотношений с Западом.

- Когда Савченко будет дома?

- Отправят Савченко в Украину до Нового года, после или даже в феврале - это не меняет дела, важно года - сохранить ее здоровье и не полагаться только на обещания. Сроков никто не говорит. Поэтому для нас важно получить какие-то гарантии, что Савченко в принципе будет отправлена домой.

- Как Надя относится к тому, что в Украину ее могут вернуть все же, как осужденную, для отбывания срока, пусть только на бумаге?

- С ней будет беседовать, после запроса, направленного в Украину, российский прокурор, и она должна дать формальное согласие для того, чтобы её отправили в Украину. Есть тонкий вопрос по этой конвенции, должна ли Украина официально признавать этот приговор. Я уже много раз говорил: в данном случае, можно обещать все, что угодно, подписывай все, что угодно, заранее предполагая, что ни тани, ни та сторона заранее не собирается следовать этим договоренностям. Это было бы безумием, если бы Савченко отправили отбывать наказание в Украину. Потому эти обязательства не стоят ничего, точно также и Надя к этому относится. Ради Бога, вы хотите ритуал совершить - совершайте.

Вслед за Савченко, Кремль может запустить процесс по возвращению еще десяти известных политзаключенных украинцев, которые внесены в список МИДа. Имею в виду, Сенцова, Кольченко, Карпюка, Клыха и других.

Я считаю, полагаясь на свой личный опыт, что точно в апелляции приговор Сенцову и Кольченко оставят прежним. Более того, предполагаю, что все остальные дела заключенных в России украинцев имеют разницу с делом Савченко. То есть, из них сделать еще одно дело Савченко не получится. Потому что очень много причин, которые препятствуют этому. В деле Нади очень многое совпало: и то, что она женщина, и то, что она военная, и то что оказалась на пике событий начала войны на Донбассе, и то, что она оказалась такой необычной дерзкой смелой готовой умереть и это действительно так.

По моему мнению, дела остальных десятерых украинцев могут решиться одной коллективной договоренностью, то есть вернут всех на всех, по какому-то формату Минских соглашений. То есть, вернут их всех домой отбывать наказание, но взамен на что-то. Взамен на дополнительные преференции для Кремля.

То есть, это не будут отдельные какие-то кейсы, которые будут разрешаться каждый один за другим. Мне кажется, здесь важно будет, если Савченко окажется на Родине, она возглавит процесс освобождения таких же, как она, украинцев в России. И этот процесс будет носить политический характер а не процессуальный.

- Как Надя реагирует на такую работу дома?

- Она не до конца понимает, что от нее требуется. Но думаю это быстро пройдет. Когда вернется домой, она, будучи уже политической фигурой, сможет найти много людей, которые помогут ей эту проблему решить. Потому что это и будет финалом войны. То ли это будет амнистия не знаю, то ли двусторонний формат переговоров между главами Украины и России. Но этих 10 человек, еще раз повторяю, на мой взгляд, освободят коллективным образом.

- И когда эта война закончится, чтобы остальных политзаключенных украинцев вернуть домой?

- Война закончится ровно в тот момент, когда собственно говоря, окончательно Путин получит то, что он хочет взамен за слив Донбасса. Мы можем приблизительно понимать, что это может быть. Допустим, отказ от санкций или части санкций, которые могут снять с России. Сейчас кажется совсем невероятным, но я напомню что совсем недавно Иран был обложен серьезными санкциями из-за ядерной программы, которую Иран вел о создании атомного оружия. Тем не менее, в результате политических переговоров выторговали себе положение, при котором санкции постепенно снимаются. Дают ему возможность быть полноправным членом международного сообщества. Россия ровно на то же самое рассчитывает. Конечно, за скобками остается вопрос Крыма. Но вот Донбасс - это разменная монета в этой игре. А уж украинские политзаключенные - это такая мелкая разменная монета для Кремля, что он легко с ней расстанется. Просто Путин, как на любых, торгах пытается получить взамен что-то конкретное. Пока ему это конкретное не предложат - война будет продолжаться.

Беседовала корреспондент ТСН Валентина Мудрык

Похожие темы:

Следующая публикация