Штрафные баллы для водителей: а есть ли смысл?

Штрафные баллы для водителей: а есть ли смысл?

Фото: autonews.autoua.net

На самом деле у нас любой уважающий себя мажор не обходится без визитки влиятельного человека или  "телефонного права".

Последнее время украинские СМИ активно обсуждают очередную инициативу ГАИ о введении для нерадивых водителей системы штрафных баллов. По задумке, если водитель в течение года наберет определенное количество баллов, его либо лишат прав на некоторое время, либо навсегда.

Как обычно, намерения благие – повышение уровня безопасности дорожного движения. Якобы этот метод поможет приструнить мажоров на дорогах, для которых штрафы слишком мелкие, поэтому они их с легкостью оплачивают и нарушают снова. Аргумент так себе, в него мог бы поверить какой-нибудь иностранец, не знающий истинного положения дел на дорогах Украины.

На самом деле у нас любой уважающий себя мажор не обходится без визитки влиятельного человека или  "телефонного права". В таких случаях протокол вообще не составляется, следовательно, и никакие баллы такому нарушителю не страшны. Другое дело, если нарушителем окажется обычный водитель, как правило, с буковкой "У" на стекле. Пока он адаптируется к дорожному движению и научится следить за дорожной обстановкой, у него есть все шансы набрать "достойное" количество баллов и снова превратиться в пешехода.

Еще у меня вызывает большие сомнения способность органов ГАИ контролировать количество баллов. Насколько мне известно, в ГАИ нет единой всеукраинской базы по нарушителям ПДД. А талон к водительскому удостоверению, в который ранее вписывались нарушения, был отменен пару лет назад.

В таком случае, если водитель зарегистрирован в одной области, а нарушил правила в другой, инспектор ГАИ сразу на месте не сможет проверить количество штрафных баллов у водителя. Лишь после пересылки протокола по месту регистрации нарушителя местное отделение ГАИ сможет внести его в базу и начислить баллы.

Подобные нестыковки всегда могут быть использованы для коррупционных действий, так как водительское удостоверение остается у нарушителя. Изъятие удостоверения возможно только во время управления транспортным средством или в добровольном порядке. И вот, нарушитель ездит, пока какой-то местный инспектор не проверит его по базе. А вот что с ним дальше делать, вопрос уже интересный, и ответ на него напрямую будет зависеть от поведения водителя. Конечно, можно снова ввести талон к водительскому удостоверению и в него вносить баллы, но это повлечет дополнительные расходы для водителей. Кроме того, как всегда возникнет ажиотаж и бесконечные очереди желающих получить этот талон, что снова создаст повод для коррупции.

Единственным способом повышения уровня безопасности дорожного движения является автоматизация данного процесса. Камеры и радары должны автоматически вносить данные нарушителей в базу без вмешательства и корректировки человека. Работоспособность системы должны обеспечивать инженеры-специалисты. Работники ГАИ должны иметь доступ к данным – но без возможности их корректировки. Им в задачу стоит вменить лишь своевременное информирование владельцев транспортных средств о нарушениях.

Такой подход обеспечил бы абсолютно равные права для всех участников дорожного движения, справедливость и неотвратимость наказания. К сожалению, в нашей стране это пока невозможно. Мне даже тяжело представить, как, например, неоднократно штрафуют и лишают прав сына прокурора области или судью.

Таким образом, руководство ГАИ должно повышать безопасность дорожного движения не путем усложнения давно устаревшей системы выявления нарушителей и их наказания, а путем принятия комплексных продуманных мероприятий, направленных на профилактику, разумную организацию дорожного движения и автоматическую фиксацию нарушений.

Очень хочется узнать, почему главы ведомств и министерств часто ссылаются на европейский опыт, но на самом деле его игнорируют. Остается надеяться, что рано или поздно в руководстве ГАИ появятся люди, способные построить прозрачную и справедливую систему выявления и наказания нарушителей, которая обеспечит должный уровень безопасности дорожного движения.

Похожие темы:

Следующая публикация