Хроника пикирующего "Суперджета"

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

Сгоревшая при странных обстоятельствах в "Шереметьево" гордость российского авиапрома — это как пророчество о будущем Кремля.

Авария в "Шереметьево" главного воздушно-гражданского проекта Кремля — самолета "Сухой Суперджет 100", — очередной пример истинных достижений политики российского руководства. Выдача желаемого за действительное на средства налогоплательщиков привела к человеческим жертвам. Не в первый и, можно быть уверенными, не в последний раз.

ЛАЙНЕР ОТ ПЕТРОВИЧА

В июне 2015 года мне довелось лететь на одном из последних рейсов между Украиной и Россией. Рейс Москва-Одесса российской государственной авиакомпании "Аэрофлот" был стандартным с небольшой поправкой: впервые предстояло лететь на самолете российского производства "Сухой Суперджет 100".

На том самом, которым так гордится Кремль, позиционируя его, как и все на неосоветском российском пространстве, в качестве "лучшего из лучших". Еще бы, это первый (и единственный) гражданский самолет, созданный в РФ после распада СССР и — при Путине.

Испытывал интерес к предстоящему полету, так как помимо увлечения авиацией хотелось реально, изнутри посмотреть, что же это за такая диковинка, которую так усиленно пиарят российские медиа.

До этого видеть самолет доводилось лишь при посещении авиасалонов МАКС в подмосковном Жуковском. С виду красивый, современный лайнер, но что за этим кроется, было не понять. Самолет начали эксплуатировать всего в 2011 году, но к 2015-му он уже имел прочную "нехорошую славу" как весьма проблемный и системно недоработанный, так что я горел желанием полетать на нем.

Мы сели в самолет в "Шереметьево" как обычно. Первое, что бросилось в глаза — некоторые странности внутри. Места достались примерно в центре салона, и несмотря на то, что они были вовсе не у аварийных выходов на крылья, попался какой-то странный ряд с очень большим пространством между нашим и расположенными впереди сиденьями. На западных самолетах каждый сантиметр рабочего пространства салона жестко лимитирован, почему же здесь столько места? Россия — щедрая душа, решил я тогда — так как логичного объяснения такому неожиданно свалившемуся комфорту у меня не нашлось.

Когда я увидел края кривой обивки пола салона, из которого торчали кривые саморезы, стало немного не по себе

Но на этом приятные неожиданности закончились. В глаза бросились мелкие, на первый взгляд, незначительные детали. Когда я увидел края кривой обивки пола салона, из которого торчали кривые саморезы, стало немного не по себе. Представился эдакий сантехник Петрович, который в хмельном угаре на заводе забивает эти саморезы кувалдой. И если такое отношение в "видимом" пространстве, то что может быть в более важных секторах? В гидравлике, проводке, электронике и двигателях?

Сразу вспомнился скандал 2010 года, когда выяснилось, что более 20 человек, участвовавших в сборке "Суперджета" в Комсомольске-на-Амуре, имели поддельные дипломы об образовании. "Липа" предоставлялась на заводе по банальным причинам — для получения прибавки к зарплате. Тот самый совковый случай, когда размер оплаты зависит не от квалификации сотрудника, а от бумажки, предоставленной им в отдел кадров.

Учитывая, что ранее приходилось проводить расследования о коррупции в российских ВУЗах, хорошо зная ситуацию в российском "высшем образовании", уже тогда, пока еще даже не окончилась посадка на самолет, меня стало нервно подергивать.

Борт выкатился на взлетную и стал проводить последние предполетные проверки. Когда пилоты подняли обороты двигателя, после чего спустя короткое время обычно начинает происходить набор скорости, что-то пошло не так. Тягу двигателей убрали. Самолет остался на месте.

Так мы простояли минут 15, после чего корпус лайнера дернулся, и он стал двигаться со взлетной полосы в сторону терминалов. Его тащили на тягачах наземные службы. По салону объявили, что у борта есть некоторые неполадки, в связи с чем вылет ненадолго откладывается.

Народ в самолете стал нервничать, я же наоборот вздохнул с облегчением. Сейчас уже можно не нервничать. Психовать надо было бы, если бы мы начали разгон.

Нас выгрузили в каком-то дальнем полузакрытом тесном терминале. Сидели буквально на головах, в духоте, при полной неразберихе. Никто из редко попадающихся на глаза сотрудников аэропорта не мог объяснить что происходит и что будет происходить дальше. Они просто убегали от вопросов. Пассажиры с детьми мучились, страдая от духоты и тесноты. Воду удалось добыть по какой-то космической цене за маленькую бутылочку.

Более чем через час нас наконец-то переправили в другой самолет. Сотрудники "Аэрофлота" объяснили смену борта возникшими техническими неисправностями. Деталей они не сообщали, лишь с улыбкой проговаривая, мол, ничего страшного не было, просто перестраховались на всякий случай. За все 15 лет моих перелетов, в том числе и трансатлантических, на пассажирских самолетах, это был единственный подобный случай. И это был именно "Суперджет".

Но перегрузили нас, к нашему ужасу, также на "Суперджет". Я навсегда запомню ту нервозную обстановку, царившую в салоне вплоть до посадки в Одессе. Мы долетели. Но на будущее решил, что одного такого эксперимента в жизни достаточно.

И судя по частым отказам иностранных авиакомпаний от "Суперджета", так решил не я один.

ПУТИНСКИЙ ПРОЕКТ

"Суперджет" — чисто путинский проект. Кремль хотел показать всему миру "славу и мощь встающей с колен". Давно отслужившие свой срок "ТУшки" к тому времени били рекорды по катастрофам, разваливались на лету и морально устарели, навевая ностальгию у любителей совка.

В 90-х российские авиакомпании плотно пересаживались на "Боинги" и "Аэробусы", не новые, но классом выше, чем все, что к тому времени мог даже планировать российский авиапром. Как-то довелось лететь на опочившей четыре года назад "Трансаэро" с Кипра. Рейс был на легендарном "дедушке" воздушных линий "Джамбо" Боинге 747.

Судя по салону, самолет был уже очень давно видавший виды, но в отличие от новенького "Суперджета", полет проходил плавно и комфортно. Старые "Боинги" давали и сейчас дают фору новейшим российским самолетам. Однако Кремль с приходом Путина решил возродить советскую традицию "пусть дерьмо, зато родное", и путинские чиновники стали вкладывать колоссальные средства в разработку "Суперджета".

"Суперджет" — чисто путинский проект. Кремль хотел показать всему миру "славу и мощь встающей с колен"

Несмотря на имеющиеся предложения в виде новых разработок ТУ и КБ Мясищева, подряд и несметные средства получил любимое Путиным КБ Сухого. Почему? СУ славится своими военными разработками, поставляя в разные страны боевые истребители-бомбардировщики различного типа. В Кремле долго не думали — раз умеют делать боевые самолеты, и вроде бы неплохие (а это то немногое, что еще осталось в России рабочего), то смогут состряпать и "воздушный автобус".

С 2000 года КБ Сухого было одним из самых процветающих предприятий России. Настолько, что люди шли на преступление, устраиваясь на работу по поддельным документам об образовании. Еще одна российская обыденность — как на таком стратегическом предприятии могла вообще произойти подобная история с липовыми дипломами?

"Суперджет" рождался с муками и болью. Количество отказов и трудности при заключении контрактов сами по себе дали ему негласное звание "проблемный". Помимо всего прочего оказалось, что качество, сложность и стоимость послеполетного обслуживания самолетов оказались непомерно затратными для многих авиакомпаний. Из-за этого от лайнеров стали отказываться даже российские авиакомпании, рискующие нарваться на немилость Кремля и косвенных обвинениях в непатриотизме.

В конце августа 2018 авиакомпания "Якутия" заявила об отказе от "Суперджетов". Тогда основной проблемой они назвали трудности с запчастями. Поставки срывались, компания несла убытки. А мексиканская Interjet к тому времени использовала из своих 22 "Суперджетов" 4 борта как источник запчастей.

Статистика крушений и поломок самолета также не вдохновляла перевозчиков на закупку машин. Даже несмотря на все бонусы, предоставляемые или обещанные при покупке "Суперджетов".

В том время как российское ТВ с пеной у рта называло самолет одним из лучших в мире, эдаким "нашим ответом Западу", реальное положение вещей говорило об обратном. И беда Сухого в том, что при помощи пропаганды вместо признания и решения проблем вопросы решались по уже отработанному современному российскому сценарию. Про самолет просто врали, при этом обвиняя всех сомневающихся в работе против России.

Однако долго так продолжаться не могло.

НЕБЕСНАЯ ХАЛВА

Весь путинский режим, что давно не секрет, держится на пропагандистских сказках. "Суперджет" из той же серии, что и сказочный танк "Армата", сломавшийся на Красной площади во время парада. Да, самолет летает, но как…

И если от поломки танка убытки были больше репутационные, то когда речь идет о самолетах, это заканчивается трагедией. 41 погибший на днях в "Шереметьево" — страшное тому подтверждение.

Видео Появилось видео, где, вероятно, работники аэропорта "Шереметьево" смеются над трагедией

Среди пострадавших в российской авиакатастрофе может быть украинка. Эту информацию сейчас проверяют наши дипломаты. Уже известно, что погибших в результате авиакатастрофы в аэропорту "Шереметьево" сорок один, двое из них дети. 37 пассажиров из горящего самолета успели спастись. Это был внутренний российский рейс, но на борту были еще иностранцы. Версий трагедии у следствия три.  

Появилось видео, где, вероятно, работники аэропорта "Шереметьево" смеются над трагедией

Падает, горит, взрывается, тонет, но главное верить в победу — негласный девиз Кремля, вбиваемый в головы граждан.

Уже сейчас российские власти приняли решение, что никаких приостановок эксплуатации "Суперджетов" не будет. Хотя обычная мировая практика состоит в обратном. Что случилось с самолетом? Причем здесь связь или попадание молнии? Современные машины должны либо не ломаться, либо легко справляться с такими проблемами. Если, конечно, они действительно являются современными машинами в реальности, а не только в устах кремлевских пропагандистов.

Падает, горит, взрывается, тонет, но главное верить в победу — негласный девиз Кремля, вбиваемый в головы граждан

"Суперджет" — похож на современный лайнер так же, как и Россия — на государство. Хотя в реальности, возможно, самое меткое название для современной России дал американский политик Джон Маккейн, повторивший эти слова во время нашей встречи в Одессе в 2015 году: "Россия — это просто взбесившаяся бензоколонка".

"Суперджет" — это не история об импортозамещении. Это вновь повторяющаяся история о попытке чекистов создать что-то, чего создать они в реальности могут только устами своих пропагандистов. Сгоревший при странных обстоятельствах в "Шереметьево" "Суперджет" — это как пророчество о будущем Кремля. Если во рту яд, то сколько ни кричи, что это халва, да еще самая лучшая в мире — он все равно тебя уничтожит.

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции