Не имея других аргументов в диалоге с Западом, Москва использует последний козырь — военное давление.
Будет ли большая война? Именно такой вопрос поднимали украинцы в течение последних недель, пока Россия не заявила, что отводит свои войска от наших границ. Но означает ли это, что опасность миновала? Отнюдь. Во-первых, Россия и Беларусь готовятся к совместным учениям "Запад-2021" в сентябре, поэтому заявление об отводе сил и средств скорее блеф. Во-вторых, продолжается обострение на Донбассе. ОБСЕ фиксирует увеличение запрещенной Минском российской военной техники на временно оккупированных территориях, в частности минометов, артиллерийских систем и даже "Градов".
Оптимизма это не добавляет. Украинцы хотят знать, готовиться ли к худшему. Очевидно, что не имея других аргументов в диалоге с Западом, Москва использует последний козырь — военное давление. Целей у Владимира Путина много — от торга за "Северный поток-2", до снятия санкций и возвращения в клуб великих держав. Именно поэтому, не получив желаемого, Россия может вновь прибегнуть к созданию военного напряжения возле украинских границ.
ТСН.ua собрал и проанализировал пять основных целей Путина, которые он преследует военной агрессией против Украины.
Запугивание войной
Владимир Зеленский поставил точку в политическом пинг-понге с Владимиром Путиным. После призывов украинского президента к хозяину Кремля "встретиться в любой точке Донбасса, где идет война", и ответа российского визави о готовности принять Зеленского в Москве, в интервью Financial Times Зеленский прямо призвал к расширению нормандского формата до семи участников (Украина Россия, Франция, Германия плюс США, Великобритания и Канада), сказав, что не имеет значения, где встречаться с Путиным, главное — содержание этой встречи, дав поручение главе ОПУ Андрею Ермаку согласовать дату и место. Однако отверг возможность переговоров с главарями оккупационных администраций ОРДЛО.
Приближаясь ко второй годовщине своего президентства, отношение Офиса Зеленского к России подверглось существенным изменениям. В своих статьях ТСН.ua неоднократно писал, что политика умиротворения агрессора не сработала. Увидев, что с шестого украинского президента не выжмешь никаких уступок, Москва прибегла к военному шантажу. Ведь, в отличие от Петра Порошенко, на президентство которого пришлись Минск-1 и, как следствие, Иловайск; Дебальцево и, как следствие, Минск-2, у Зеленского ничего из этого не было.
Прошел ли Зеленский испытание Кремля военным шантажом? По мнению бывшего министра иностранных дел Украины, главы Центра по изучению России Владимира Огрызко, Путин помог Зеленскому лично избавиться от иллюзий.
Привлечь внимание Байдена
Самое крупное с 2014 года стягивание российских войск к украинским границам в очередной раз обнажило уязвимость Евросоюза. Отсутствие лидерства, умноженное на избирательные кампании в Германии и Франции, продемонстрировали неготовность Брюсселя дать решительный отпор Кремлю. Более того, на восьмой год войны России против Украины, министр иностранных дел Германии Хайко Маас открыто заявляет, что не в интересах Европы усиливать санкции против РФ и присоединяться к конфронтационному шуму, когда Чехия фактически сводит к нулю дипломатические контакты с Россией на фоне скандала о причастности российских спецслужб к взрыву на чешском складе оружия в 2014 году.
Возможно, именно поэтому Киев апеллирует к США, Канаде и Великобритании. С одной стороны, Вашингтон и Лондон — гаранты суверенитета Украины по Будапештскому меморандуму. С другой, по словам политического аналитика Фонда Демократические инициативы им. Илька Кучерива Марии Золкиной, глобальная причина нынешних действий РФ — попытка определенной перезагрузки с США. И для нее здесь все сошлось.
Первый триггер — в переговорах с Украиной определенный дипломатический тупик, когда политических оснований договариваться больше нет. На реальные уступки украинская переговорная команда не пошла. России это не нравится и заставляет действовать активнее — давить военным образом, показать, что будет хуже.
Второй триггер — это смена администрации в США. Россия выжидала, какой будет политика Байдена, как президента.
"После звонка Байдена Путину, и озвучивание планов о возможной встрече, Россия должна занять выжидательную позицию, держать эскалацию на линии разграничения, но не совершать серьезных агрессивных действий, потому что тогда получит не встречу для перезагрузки, а максимально возможные, с американской стороны, санкции. Поэтому нынешнее обострение я связываю больше с международными мотивам Путина достроить "Северный поток-2". Путем запугивания и шантажа он хочет предупредить введение серьезных секторальных санкций. И по реакции ЕС мы видим, что страны-члены не готовы к этому. То есть, этой агрессивной военной политикой Путин достигает своей цели. Но с США немного, мягко говоря, сложнее", — считает Мария Золкина.
Поэтому наиболее вероятный сценарий дальнейшего поведения России — локальные военные операции, которые не будут восприниматься НАТО, ЕС и многими столицами, как агрессия против всей Украины. Вероятнее всего это выглядит на Донбассе, так как к войне там мир уже привык.
"Все привыкли, что там есть обострения. Плюс логистически Россия там лучше подготовлена, чтобы продвинуться вперед. Не думаю, что им надо полностью захватить Донецкую и Луганскую обл. В этой ситуации РФ получает уровень дипломатического, военного напряжения такой, который, с одной стороны, является достаточным, чтобы с ней начали договариваться о деэскалации, а с другой — недостаточным, чтобы ввести жесткую санкционную политику, создавая железный занавес в экономическом и финансовом плане", — говорит Мария Золкина.
Вето на вступление в НАТО
Минимум двух своих целей военной эскалацией против Украины Путин достигает. Речь о дальнейшем разделение ЕС и встрече с Джо Байденом. Российские СМИ гадают, когда же в июне она может состояться - до визита американского президента в Лондон и саммита НАТО, или после.
Но для Киева повестку дня это не меняет. Украина апеллирует к получению ПДЧ уже на нынешнем саммите Альянса. Заявления, которые звучат опять же из Берлина, оптимизма не добавляют. Кандидат на пост канцлера Германии от партии "Зеленых" Анналена Бербок считает нецелесообразным сейчас говорить о членстве Украины в НАТО из-за войны с Россией.
Это именно то, чего и добивался Путин, оккупировав Крым и развязав войну на Донбассе. Да, в Альянсе отмечают, что ни одна третья страна не имеет права вето на вступление Украины в НАТО. К тому же, ни один официальный документ блока не предусматривает, что страна с нерешенными территориальными конфликтами не может стать членом Альянса. В то же время страны-члены НАТО до сих пор спорят, будет ли распространяться статья 5 о коллективной обороне на Крым и Донбасс, или на Абхазию и Южную Осетию, если Украина и Грузия станут членами НАТО.
На нашей стороне решение Бухарестского саммита 2008 года, который четко зафиксировал, что Украина и Грузия станут членами Альянса. Однако, как уже писал ТСН.ua, справедливым будет еще раз напомнить слова Путина на закрытой части заседания совета Россия-НАТО (проходившего в последний день печально известного Бухарестского саммита, где Украина и Грузия так и не получили ПДЧ), с которыми он обратился к тогдашнему президенту США Бушу: "Ты же понимаешь, Джордж, что Украина — это даже не государство. Что такое Украина? Часть ее территорий — это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами".
Очевидно, что примерно в таком же духе Путин будет говорить и Байдену. По словам Владимира Огрызко, ничего нового в такой позиции нет. Но натовские страны связаны решением Бухарестского саммита, когда, отказав Украины и Грузии в ПДЧ, они все же признали, что эти две страны будут членами Альянса.
"Вопрос только, когда? С этого, думаю, украинская сторона не имеет права слезать. Чем громче мы будем требовать, кричать и говорить, что, извините, мы ничем не хуже многих других стран, которые недавно стали членами Альянса, у которых вообще нет армии, или такая, что ничего не стоит... И сравнивать ее с украинской, кстати, единственной в Европе, которая имеет опыт боевых действий с агрессором, даже несмотря на то, что мы не успеваем возможно с некоторыми, так сказать, очередными требованиями наших западных партнеров. Но давайте не забывать, что ту же Германию приняли в НАТО, когда она вообще была разделена. А нам сегодня одна дама, которая претендует на пост канцлера, рассказывает: из-за того, что Россия напала на Украину, ее нельзя брать в НАТО. Такие вещи деструктивны и лишь провоцируют Путина на последующие преступления", — считает Владимир Огрызко.
В то же время некоторые украинские политики и американские эксперты подчеркивают, что ничего не мешает Украине апеллировать к получению статуса главного союзника США вне НАТО, который имеют, к примеру, Израиль и Египет. Но еще в декабре в интервью ТСН.ua министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба высказался по этому поводу крайне скептически, особенно подчеркнув, что никаких гарантий безопасности такой статус не дает.
По словам Владимира Огрызко, такой статус получают страны, которые не имеют шансов стать членами Альянса, поэтому Украине лучше идти другой дорогой — подписание с Америкой договора по проблемам безопасности, который фактически заменил бы гарантии НАТО, на гарантии США.
"Северный поток-2"
В очередном военном шантаже Кремля почти все украинские эксперты видят попытку вывести "Северный поток-2" из-под удара новых американских санкций, с которыми администрация Байдена не торопится. ТСН.ua уже писал, что дело здесь и в желании Вашингтона наладить испорченные Трампом отношения с Берлином, и в ожидании результатов парламентских выборов в Германии.
По последним соцопросам первенство у "зеленых" (28%) — непримиримых критиков "Северного потока-2". В отличие от членства Украины в НАТО, позиция по российской газовой трубе у Анналены Бербок однозначна — ее надо остановить. У правящего блока ХДС/ХСС и социал-демократов, которые исповедуют политику "путинферштейеров", 27% и 13% соответственно.
И этот подход ярко демонстрируют их заявления. Министр экономики и энергетики Петер Альтмайер призвал не связывать завершение строительства "Северного потока-2" с делом Алексея Навального (в ЕС и в самой Германии призывают остановить строительство газопровода, чтобы наказать Кремль за отравление и тюремный срок Навальному). На заседании ПАСЕ канцлер Ангела Меркель, которая в сентябре покинет свой пост, открыто защищала "Северный поток-2". Однако никто не сравнится с президентом Германии Франком-Вальтером Штайнмайером, который сказал, что Берлин виноват перед Москвой за Вторую мировую, поэтому должен достроить "Северный поток-2".
Некоторые украинские чиновники убеждали ТСН.ua, что Россия таки достроит свою трубу, чтобы выключить Украину по транзиту газа в Европу. Другие — что США все же введут санкции, которые окончательно похоронят российский проект. Сейчас Джо Байден уходит от прямого ответа на этот вопрос, повторяя, что выступает против "Северного потока-2". Однако, если американцы окончательно не санкционируют российскую трубу к лету, с высокой долей вероятности ее дальнейшая судьба будет решаться в ходе первого очного саммита Байдена и Путина. И здесь уже от Украины зависит, в чью пользу будет счет на табло.
Отрезать Украину от моря
Пятая цель Путина — чисто военная — обеспечить Крым водой и отрезать Украину от выхода к Азовскому и Черному морям. ТСН.ua поставил эту цель Кремля последней не потому, что она не важна, а потому, что обойдется Москве слишком дорого. Но списывать ее со счетов не стоит.
Заместитель директора Центра армии, конверсии и разоружения по международным вопросам Михаил Самусь напоминает, что РФ активно строит военную инфраструктуру вокруг Украины еще с 2014 года. О чем может свидетельствовать сегодняшнее наибольшее с 2014 года скопление российских войск вдоль украинских границ? О том, что Россия готова к знаменитой операции, о которой мы говорим уже семь лет, — к пробиванию наземного коридора и получению доступа к источникам водоснабжения для Крыма.
"На 8 год войны ВМС Украины, к сожалению, совершенно не готовы к эффективному противодействию ЧФ РФ и комплексному противодействию угрозы со стороны России, которая собрала десантные средства не только ЧФ, но и Каспийской флотилии, Балтийского и Северного флотов. Каспийская флотилия предоставила десантные средства, которые могут высаживаться в Азовском море. Возможности проведения морских десантных операций на Черноморском побережье были усилены с Северного и Балтийского флотов. Россия продемонстрировала, что может высадить до 4 тыс. морской пехоты и до 300 единиц бронетехники одновременно", — говорит Михаил Самусь.
Реально ли Россия будет проводить такую операцию? Эксперт считает, что это будет катастрофа для Украины, России и Европы. Готов ли Путин прибегнуть к такому? Таких мотиваций пока нет. Этими военными "игрищами" он стремится надавить на Украину, Запад и прежде всего на новую администрацию США, чтобы договориться о новой перезагрузке. Путин хочет достичь геополитического паритета за счет использования последнего инструмента, который у него остался, нажав до той степени, до которой ему позволят.
"Что надо Украине? Развивать флот, усиливать воздушные силы, противоракетную оборону и использовать этот момент, чтобы НАТО взяло на себя лидерство и ответственность в регионе и предоставило ПДЧ Грузии и Украине, не повторяя ошибку Бухареста. Без этого Путин не остановится. Россия уже фактически аннексировала Азовское море, Керченский пролив и огромные просторы Черного моря. Если мы будем и дальше так действовать, скоро от Черного моря останется 12 миль у каждой из стран Черноморского бассейна, а дальше Россия будет действовать, как Шерхан, кусая всех", — подытожил Михаил Самусь.