Россияне могут снова устроить газовый кризис
Если Украина рассчитывает на помощь Евросоюза в сохранении транзита, сейчас нужно осуществить отделение оператора ГТС правильно.
© ТСН.ua
В этом году перед НАК "Нафтогаз" стоят непростые задачи, среди прочего - сохранение транзита российского газа. Кроме того, что транзит дает существенное пополнение государственному бюджету, по мнению главы правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрея Коболева, еще и дает Украине некоторую защиту от полноценной российской агрессии. "Строительство Россией газопроводов "Северный поток-2" и "Турецкий поток" дают ей возможность начать полноценное масштабное вторжение в Украину", - заявлял он ранее.
В интервью ТСН.ua Коболев расскзал о перспективах сохранения транзита российского газа через Украину и что для этого предпринимает "Нафтогаз", достроится ли "Северный-поток-2", снизится ли стоимость газа и когда Украина получит выигранные в международных разбирательствах средства у "Газпрома".
От трехсторонних переговоров между Украиной, ЕС и РФ зависит, продолжится ли и на каких условиях будет осуществляться транзит российского газа через Украину после 1 января 2020 года. Переговоры практически остановились и недавно вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович напоминал о необходимости их возобновления. Стоит ли этого ожидать и когда?
Насколько я понимаю, Шефчович хочет, чтобы они прошли сразу после выборов президента и я думаю, что они скорее всего состоятся в начале мая.
Россияне согласятся встретиться в эти сроки?
Думаю, им есть, о чем с нами поговорить. У них тяжелая ситуация с "Северным потоком-2", им надо думать о том, как транспортировать газ после 2019 года, у них точно есть интерес. Будут ли они готовы вести переговоры до окончательного оглашения результатов? Думаю, что нет. Но как только будут понятны результаты выборов, они согласятся на переговоры.
Если после 21 апреля в Украине будут существенные изменения, риторика россиян в переговорах изменится?
Мой опыт таков, что риторика россиян, как правило, не меняется. У них есть свой интерес, они хотят продавить нас на свою позицию, которая нам часто невыгодна, вне зависимости от того, кто находится в кресле президента, премьера или спикера парламента.
К "Северному потоку" я отдельно еще вернусь, но тот факт, что его не удастся достроить в сроки, как-то усилит позицию Украины в переговорном процессе?
Это не сильно помогает нам усиливать позиции на переговорах. То, что "Северный поток-2" не заработает 1 января следующего года, это очевидно, к этому готовы уже все. Для россиян это, наверное, даже возможность. И они, по моему прогнозу, пытаются воспользоваться тем фактом, что "Северного потока-2" нет, и могут устроить очередной газовый кризис, это очень в их стиле.
Вы допускаете, что транзит может быть полностью приостановлен?
Да, я считаю, что этот сценарий наиболее вероятен, если к тому времени не будет подписан договор. Россияне делают все возможное, чтобы договора не было, именно чтобы пошантажировать Европу. Газовый кризис – это их стандартный ход в подобных ситуациях. Поэтому так важно, чтобы Украина, как государство, максимально подготовилась к этой зиме, чтобы мы создали дополнительные запасы газа. И если кризис произойдет, чтобы мы к этому были готовы.
© ТСН.ua
Это реально накопить заявленные вами ранее 20 млрд куб. м газа?
Тут есть два аспекта: технологический и финансовый. Технологически – да, реально. Финансово, пока НАК "Нафтогаз Украины" не видит источников для финансирования закачки. Мы подали на правительство обновленный финансовый план. Он был переделан в соответствии с требованиями, которые правительство поставило мне как главе правления. Первое и главное требование правительства - чтобы финплан полностью соответствовал закону "Про государственный бюджет Украины".
Мы не можем из-за такого ограничения требовать законной компенсации, которую нам правительство должно за выполнение возложенных им на "Нафтогаз" специальных обязательств. То есть, мы недополучим больше 100 млрд грн.
Есть еще одна проблема – финансовый дефицит, который у нас образовывается из-за нескольких факторов. Самый главный фактор – это обязательство продавать газ через частных посредников. Они уже должны нам около 1,3 млрд долларов. Мы ожидаем, что в этом году прирост задолженности этих компаний будет близок к 1 млрд долларов.
Еще один фактор дефицита – необходимость создать дополнительный запас газа на случай кризиса: мы планируем закупить на 3 млрд кубометров больше по сравнению с обычным объемом. Кроме того, мы заложили в финансовый план выплату дивидендов государству в размере 90% от прибыли и погашение кредитов.
Все эти факторы приводят к тому, что финансовый дефицит НАК "Нафтогаз Украины" будет существенным. Цифра измеряется десятками миллиардов гривен. Соответственно нам как менеджменту сейчас надо принимать решение: либо мы готовимся к зиме и закачиваем газ в подземку из тех средств, которые у нас есть, но при этом не бурим и не наращиваем добычу украинского газа, либо мы не готовимся к зиме и направляем средства на бурение и добычу украинского газа.
Сейчас нет возможностей финансировать и добычу, и создание запаса газа на следующую зиму одновременно.
Очень сложная дилемма, она неправильная, так не должно быть. Если бы "Нафтогаз" мог напрямую продавать газ потребителям, 1 млрд долларов мы бы легко нашли. У инвесторов было бы понимание, кто потребляет наш газ и как мы вернем деньги. Если бы мы смогли нормально кредитоваться, брать кредитные средства за рубежом, мы бы могли эту проблему сами решить. Мы над этим работаем, работаем с разными направлениями – китайцами, европейцами, американцами. Но пока картина неутешительная, между нами и потребителями остаются посредники – частные "газсбыты" с плохой платежной дисциплиной. В данный конкретный момент я как глава "Нафтогаза" не вижу объективно возможностей финансировать и добычу, и создание запаса газа на следующую зиму.
Правительство в этом вопросе какую позицию занимает?
Мы еще не знаем, мы передали финансовый план буквально на днях.
© ТСН.ua
Получается, та прибыльность предприятия, которая появилась в последние годы, сейчас нивелируется?
Прибыль за последний год будет кардинально меньше, чем за 2017-й. Во многом из-за начисления резервов на «плохие» долги, по которым мы не получаем оплату и не представляем, как их можно получить с "компаний-пустышек", которым мы обязаны передавать газ, и которые с нами не рассчитываются. Прибыль все равно будет существенная, но она будет меньше, чем в 2017 году.
Какие условия о продолжении транзита газа будут названы украинской стороной и что ожидаете услышать от россиян?
Я не буду комментировать ожидания от российской стороны, потому что не знаю, с чем они приедут, и не до конца понимаю, как они отреагируют на нашу политическую ситуацию. Позиция Украины весьма простая: мы хотим новый, европейский контракт, подписанный на основе европейского права и соответствующий европейскому газовому регулированию. Этого же ожидает и Европейская комиссия.
Это означает, среди прочего, что контракт будет не с "Нафтогазом", он будет с новым отделенным от "Нафтогаза" оператором ГТС. Контракт будет предполагать бронирование мощностей и четкие гарантии оплаты за забронированные мощности. Это основные элементы. Европейское регулирование, среди прочего, также требует, чтобы контракт позволял новому оператору полностью покрывать все свои экономически обоснованные затраты. С точки зрения Украины как собственника украинской ГТС это очень важно и наиболее отвечает нашей позиции как экономической, так и нашему желанию интегрироваться в Европейский Союз.
Речь об анбандлинге?
Анбандлинг – это один из элементов, который мы должны выполнить. Это означает, что новый контракт должен быть подписан не с Нафтогазом, а с новой компанией-оператором ГТС. Пока мы от "Газпрома" услышали предложение продлить контракт с "Нафтогазом". Мы на это согласиться не можем, потому что это было бы нарушением наших обязательств.
Вы уже заявляли, что сейчас к анбандлингу подключаются европейские эксперты, назвали перечень компаний, которые их сюда отправляют. А как в целом эта процедура будет проходить? Какие этапы следующие?
К концу июня планируем подготовить компанию, которая будет ядром нового оператора. В ней будут находиться все люди и процессы, она будет работать и обеспечивать транспортировку газа. Она должна к концу года быть выделена из группы НАК "Нафтогаз Украины" и передана тому, кого определит правительство в качестве нового собственника. Туда же, в эту компанию, одномоментно должна быть передана украинская ГТС. И с 1 января эта компания с новым собственником и с украинской ГТС как все единое целое должны продолжить бесперебойную эффективную работу по транспортировке газа по территории Украины.
Тут важный момент нужно понимать, который, как мне кажется, многие упускают. По своей сути эта сделка похожа на ситуацию, когда большая часть бизнеса продается из одной компании в другую. Но есть особенность: если вы продаете, предположим, большой магазин другому собственнику, вы можете себе позволить закрыть его 31 декабря на инвентаризацию. Посчитать товары, завести аудиторов, остановить его работу на день-два, снова запустить и начать работу заново.
У нас газотранспортная система, она работает без перерывов и выходных, и нам необходимо передать эту компанию за пределы "Нафтогаза" так, чтобы ни европейский потребитель, ни украинский не заметили этого перехода. Система должна продолжать работать без сбоев. Мы не можем остановить транспортировку газа, мы должны работающий живой организм в его целом виде передать новой компании.
Это не простая задача. Из сложностей перед нами – это необходимость принятия решений парламентом. Для того, чтобы передачу сделать правильно, нам необходимо, чтобы новый оператор получил более цивилизованные права на управление ГТС, чем есть у "Нафтогаза". Основания юридические, на которых сейчас "Нафтогаз" управляет ГТС, – это советский архаизм.
Основания юридические, на которых сейчас "Нафтогаз" управляет ГТС, – это советский архаизм.
Это не позволит привлечь западных партнеров, это неэффективно с точки зрения корпоративного управления, это приводит ко всем тем искажениям и большому количеству финансовых проблем, которые сейчас испытывает "Укртрансгаз", например. Соответственно мы ожидаем, что сейчас пройдет тяжелый предвыборный период, и парламент в ближайшее время рассмотрит необходимое законодательство и проголосует.
Но впереди парламентские выборы, в Раде будет консенсус?
Я надеюсь, что будет, потому что анбандлинг является одним из условий, которые нам выставляет Европейский Союз. И если мы рассчитываем на помощь Евросоюза в сохранении транзита, нам нужно сделать отделение оператора ГТС правильно. Думаю, что депутаты услышат, что если этого не сделать правильно, то существует большая вероятность, что именно украинская сторона – не европейцы, не немцы, не "Газпром" – будет виновата в потере Украиной транзита газа.
© ТСН.ua
Когда в идеале парламенту нужно проголосовать?
В идеале это нужно будет сделать в мае.
Но ведь даже в случае успешного анбандлинга Россия все равно может остановить транзит?
Может. Но для Украины качественно и вовремя сделать анбандлинг – это как купить билет. Если будет билет, будет шанс выиграть. Если билет не купить, то выиграть невозможно.
Возвращаясь к "Северному потоку-2". Ситуация с отказом Дании, насколько проект затянется?
Проект "Северный поток-2" подавался на альтернативный вариант маршрута вокруг Дании. И по этому варианту они согласия не получили. Вместо этого, им порекомендовали изучить возможность проложить газопровод по другому маршруту. По сути, это отказ от первого маршрута и перевод внимания Газпрома на следующий маршрут. Новый маршрут – это новое изучение, в частности, экологии, согласование с другими странами, это целый новый процесс. С точки зрения затягивания времени и затрат на проект, для "Газпрома" – это очень серьезная проблема. Любые отсрочки дают нам больше возможностей вести переговоры и сохраняют на более длинный срок транзит по территории Украины. Для Украины каждый месяц отсрочки этого проекта – это дополнительные 200-250 млн долларов дохода.
Насколько вообще "Северный поток-2" может затянуться?
Я бы так аккуратно сказал, что для полноценного запуска "Северного потока-2" по сравнению с планом с 1 января 2020 года уже можно добавлять полгода, а может быть и год.
Еще есть "Турецкий поток".
Есть, и он скорее всего будет запущен. Все объемы, которые Россия пустит по "Турецкому потоку", будут сняты с нашей ГТС. Примерно 15 млрд куб. м в год. От общего объема прокачки это примерно 1/6 часть.
Когда ориентировочно проект заработает?
Я ожидаю, что с 1 января следующего года.
Со второй ниткой "Турецкого потока" пока ничего не ясно?
Насколько мы знаем, согласования "Газпром" пока не получил.
Что сейчас с арбитражами, направленными на взыскание средств с "Газпрома" в соответствии с решением Стокгольма?
Мы в данный момент по старым арбитражам продолжаем процедуру взыскания в разных юрисдикциях – Швейцария, Нидерланды, Великобритания. Сейчас мы ожидаем еще три новых юрисдикции.
Какие именно? Кроме того, "Нафтогаз" начал процесс по транзиту – расскажите о нем.
По первому вопросу - не могу сказать, пока они не появятся.
По новому арбитражу: процесс начат, уже определен график слушаний. Новый арбитраж является очень важным инструментом для того, чтобы мы как государство, в случае, если не сможем договориться с «Газпромом» о подписании нового контракта и сохранении транзита, чтобы мы могли получить компенсацию за потерю стоимости нашей ГТС. Это по большому счету наша возможность получить деньги, если транзит будет остановлен.
Мы говорим о претензиях на сумму около 12 млрд долларов США. Большая часть этой суммы отражает ту потерю стоимости украинской ГТС, которая произойдет, если "Газпром" не подпишет контракт с украинским оператором ГТС и откажется продолжать транзит. Де-факто "Газпром" блокирует возможность всех остальных поставщиков газа пользоваться нашей системой, – это раньше был Туркменистан, Узбекистан, Казахстан, потенциально это могли быть частные российские компании. Учитывая эту ситуацию, по нашему мнению, "Газпром" должен нести ответственность за подобную потерю стоимости.
© ТСН.ua
По "крымским" активам, на каком этапе рассмотрение дела?
Дело было разбито на две части. В первую очередь суд рассматривал вопрос о признании юрисдикции и признании факта вины захвата активов. В этой части мы выиграли. Сейчас предстоит вторая часть дела – расчет стоимости, так называемый квантум. Обновлённый расчет стоимости будет готов и подан трибуналу в июне, а в первой половине следующего года ожидается решение по квантуму.
Своя оценка этих активов у вас есть?
Есть, она близка к 5 млрд долларов, плюс проценты.
"Газпром" недавно уволил заместителей председателя правления компании Александра Медведева и Валерия Голубева. Вы намекнули, что их увольнение связано с арбитражем… Это достоверно?
Я не уверен, что это точно так. Я провел параллель, что оба были задействованы в обоих процессах по Стокгольму и оба были свидетелями в этих делах – такая параллель есть. Стало ли это причиной, можно только догадываться.
Как обстоит ситуация с ценообразованием? Что это было за постановление Кабмина, которое обязывало "Нафтогаз" снизить цену на газ для населения. "Нафтогаз" говорит, что цена снижена с марта. Но впереди в любом случае майское повышение "от МВФ".
Мы предлагали Кабмину довольно-таки очевидную вещь: давайте отменим обязательства "Нафтогаза" продавать газ посредникам, и мы будем продавать его напрямую населению. И тогда газ будет стоить дешевле – все очень просто.
Если какой-то облгаз или газсбыт, а это по сути одно и то же, смогут убедить частного потребителя покупать газ у них, и они этот газ где-то возьмут и будут поставлять потребителю – пожалуйста, это конкуренция. Сейчас есть монопольное право газсбытов брать газ у "Нафтогаза" на льготных условиях. Они обязаны весь газ продавать населению, но действительно ли весь льготный газ попадает к этой категории, проверить невозможно. За большую часть этого газа с нами не рассчитываются.
Именно эти компании-посредники сейчас являются нашими клиентами, населению Украины мы газ не продаем, за исключением одной области. Таким клиентам как газсбыты мы не можем продавать газ дешевле, потому что так мы нанесем сумасшедшие убытки государственной компании.
Если бы мы могли продавать газ напрямую населению и это регулирование, обязывающее использовать газсбыты, было снято, мы могли бы в текущей рыночной ситуации продавать газ дешевле. Поэтому сейчас проблема уменьшения цены газа для населения Украины кроется в очень простом шаге – убрать частных посредников между «Нафтогазом» и населением. И это всего лишь одно решение правительства.
А позиция правительства какова?
Мы ждем их позицию. В прошлом году правительство приняло постановление №867, по которому с 1 мая цены на газ поднимаются на 15%. Мы предлагаем этого повышения избежать, отменив это постановление. Пока оно остается в силе.
Но это же одно из условий МВФ…
Да. Но мы уверены, что МВФ будет готов к такому шагу, если будет отказ от регулирования. Насколько нам известно, позиция МВФ такая: либо вы идете по графику и повышаете цены, либо вы вообще цены на газ не регулируете. Выбирайте.
И вот правительство приняло постановление 293, которое якобы позволяет нам продавать газ дешевле, но не отменило постановление 867 о ПСО, которое обязывает нас продавать газ дороже с 1 мая. Мы изучили новое решение правительства, и понимаем, что оно противоречит другому действующему решению правительства. В том виде, в котором это было озвучено, что якобы это решение позволяет снизить цены на газ, – не позволяет. Кроме того, что новое постановление противоречит старому, в нем говорится о том, что мы можем снизить цены для посредников. Но о цене, по которой эти посредники будут продавать газ конечному потребителю, там ничего нет. Цену посредников для конечного потребителя регулирует старое постановление, №867. И по нему цена поднимается с 1 мая.
© ТСН.ua
Похоже на прессинг со стороны Кабмина.
Кабмин имеет право по закону обязывать "Нафтогаз" продавать газ тем или иным образом, мы со своей стороны предлагаем тот вариант, который объективно наиболее соответствует интересам конечного акционера "Нафтогаз" – населению Украины. Это не соответствует интересам Фирташа, который контролирует большинство компаний-посредников, но интересам народу Украины это точно соответствует.
Вы указываете на взаимодействие правительства с Фирташем, раз ваши инициативы в Кабмине поддержки не находят?
Здесь ничего не могу сказать, таких фактов не имею. Не готов комментировать. Я говорю, что с точки зрения государства, бюджета, "Нафтогаза" и потребителей – устранение ненужных посредников в данный момент времени принесет пользу всем. Рыночная ситуация позволяет при этом даже снизить цену для конечного потребителя. Но это нужно делать максимально быстро.
Не боитесь ли смены президента?
Я выборы не комментирую, очень неблагодарное дело.
Но тот или иной исход может сильно повлиять на работу компании?
Есть такое выражение, для того, чтобы выйти из зоны комфорта, надо сначала зайти в зону комфорта. Вот у нас пока еще со вторым не складывается. Мы к этому привыкли.
Беседовала Кристина Бутко