Поезд Москва – Белград

Поезд Москва – Белград

ТСН.ua

Кремль постоянно искушает власти Сербии противостоянием с соседями и Западом – вопрос в том, поддадутся ли они искушению.

На самом деле физически паровоза Москва – Белград с 30 октября 2014 года не существует, железнодорожное сообщение отменили в связи с российской оккупацией части территории Донбасса. Но идеологически и ментально этот поезд по-прежнему "вперед летит", бегает туда-сюда регулярно, без остановок и задержек. Прежде всего по причине общей истории последних 70 лет. А также недавнего государственного устройства в виде империи, в которую были включены территории, населяющие народы с разными языкам, культурами и религиозными конфессиями. Югославия была копией Советского Союза со своим Сталиным – маршалом Иосипом Брозом по прозвищу "Тито", и Брежневым – Слободаном Милошевичем. При Милошевиче Югославия начала рассыпаться по той же причине, что распался и Советский Союз, то есть из-за неприятия прежней тоталитарной власти населением.

Ментальная близость двух империй была основана на авторитаризме, который камуфлировался коммунистической идеологией. Генералиссимус Сталин поссорился с маршалом Тито, когда тот понял, что в Кремле видели собственный путь превращения Балкан в часть коммунистического мира, проталкивая создание Балканской федеративной республики. В нею бы в случае удачи могли войти Югославия, Албания, Болгария, а если бы победили греческие партизаны, то и Греция. Идея давняя, еще с конца 19 века ее обсуждали социалисты, но за реализацию они взялись только в 1943 году, когда удалось скоординировать общие усилия партизан, борющихся за освобождение своих стран.

В Москве пришли в ужас от того, как быстро части бывшей Югославии становились все ближе к НАТО и ЕС.

Не всем на Балканах нравилась эта идея, а Тито увидел в ней еще и попытку диктата со стороны Сталина. В 1949 году СССР и Югославия окончательно разорвали отношения, и с тех пор югославские коммунисты жили сами по себе, поддерживая идею своего лидера создать собственный югославский социализм, который так и назвали - титоизм. Маршал стал единоличным правителем – с 1945 года возглавлял правительство, с 1953 года и до своей смерти в 1980 году был президентом страны. Главным коммунистом Югославии он был на протяжении 41 года. Как и положено у коммунистических диктаторов, в его честь были переименованы восемь югославских городов, а также десятки улиц и площадей в разных странах мира.

Появившееся после Первой мировой войны как как Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, после Второй мировой, с 1947 года, оно было объявлено федеративным государством, в которое вошли Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина. Из них две – Хорватию и Словению – населяют преимущественно католики, но говорящие на разных языках – словенском и хорватском, точнее хорватосербском. Албанцы и боснийцы мусульмане, так же говорящие на разных языках. Македонский близок к болгарскому. Сербы и черногорцы говорят на одном языке и оба народа православные. Кроме них на территории теперь уже бывшей Югославии живут турки, венгры, украинцы, цыгане и представители еще нескольких десятков национальностей.

После смерти Тито в 1980 году стало ясно, что Югославию удерживал о распада исключительно авторитаризм вождя, а после революций конца 80-х годов, когда от социализма одна за другой стали отказываться все страны Восточной Европы, в федерации возникли национально-освободительные движения. В 1990 году на выборах во всех регионах Югославии победили не коммунисты, а в основном представители новой волны национальных лидеров. Сербия считала себя центром Югославии и попыталась восстановить отношения с отделяющимися национальными территориями, но делала это по старой коммунистической традиции с помощью оружия.

Первый поезд Москва – Белград рванул в начале 1990-х годов. В 1991 году произошла первая война на территории Югославии: десятидневная сербско-словенская, когда 25 июня парламент Словении провозгласил независимость от Югославии. По той же причине началась сербско-хорватская война после провозглашения независимости Хорватии 19 мая 1991 года. Через год началась боснийская война, в которой были уже три стороны – сербская, и тандем – хорватская и боснийская (мусульманская). Две последние войны длились до 1995 года и были самыми кровавыми. Уже в 1993 году хорватская сторона сообщала о полутора тысячах русских, воюющих в сербских армиях. Мусульмане в Боснии в октябре 1994 заявили о пяти тысячах русских "наёмников", сражавшихся в тот момент на сербской стороне. Точная цифра неизвестна, но по разным данным поезд Москва – Белград поставил в воюющую Югославию до 10 тысяч человек.

Что влекло российких добровольцев на Балканы? Кроме финансовой – так называемый славянский национализм, геополитический авантюризм и страх перед дальнейшим распадом остатков империи, которая, по мнению многих добровольцев, когда-то спасла Балканы от турок, теперь же они должны спасти их от американцев. К примеру, боевики первого русского добровольческого отряда, РДО-1, своими символами считали чёрно-жёлто-белый флаг и большого двуглавого орла цвета бронзы с изображением святого Георгия Победоносца на груди. РДО-2 себя называл "Царские волки". РДО-3 формировался из ветеранов всех последних советских войн – от Афганистана до Абхазии. Часть из этих добровольцев участвовали в оккупации Донбасса в 2014 году, например, Игорь Стрелков. Он был заместителем командира РДО-2, который дислоцировался в Вишеграде, городе в сербской части Боснии и Герцеговины.

Добровольческий поезд вез новых российских добровольцев в 1998 году, когда началась косовская война, закончившаяся операцией НАТО (с марта по июнь 1999 года). К тому времени от прежней Югославии осталась только часть, названная Союзная республика Югославия в составе Сербии и Черногории. Слободан Милошевич был свергнут 5 октября 2000 года, а 1 апреля 2001 года был арестован и предан Международному трибуналу в Гааге. Все эти события – и войны в начале 1990-х годов, и операция НАТО, и арест Милошевича – стали причиной не только новой волны сербского национализма, но и нового этапа российско-сербских отношений, и в Белград побежали уже новые поезда. В Москве пришли в ужас от того, как быстро части бывшей Югославии становились все ближе к НАТО и ЕС.

В 2004-м и в 2009-м членами НАТО становятся Словения и Хорватия. К 2006 году участниками плана действия по членству в НАТО стали Македония, Черногория, Босния и Герцеговина. Сербия в том же году стала участником индивидуального партнерского плана НАТО. Словения в 2004 году, а Хорватия в 2014 году стали членами Европейского Союза. Сейчас происходит стремительное сближение Черногории с НАТО и, скорее всего, уже в этом году она станет членом Альянса, что вконец расстроит Кремль.

Сербская политика мало чем отличается от российской, если речь идет о «возрождении нации» или роли национализма в политической жизни.

После окончательного распада Югославии и ареста Милошевича отношения между Белградом и Москвой стали более дипломатическими, то есть Кремль по-прежнему призывал руководство Сербии на свою сторону, обещая поддержку в процессе возвращения Косово и обещая разные политические и финансовые дивиденды, которые после введения санкций ему стало выполнять все труднее и труднее. Современная Сербия оказалась не однородной пророссийской, как ожидали в Москве: из восьми президентов и исполняющих обязанности президента в постмилошевический период последние представляли консервативные и центристские партии, а нынешний глава страны Томислав Николич возглавляет Сербскую прогрессивную партию, выступающую за вступление Сербии в ЕС.

Сербская политика мало чем отличается от российской, если речь идет о "возрождении нации" или роли национализма в политической жизни. Но Сербия находится в Европе, а потому часть политиков понимает никчемность российской помощи и последующего "политического отката" и больше ориентируется на Запад. Как и в России, в Сербии бывшие коммунисты становились демократами. Тот же нынешний президент Николич когда-то был сопредседателем Радикальной партии, которую сейчас возглавляет Воислав Шешель – бывший соратник Милошевича, занимавший при нем пост вице-премьера правительства Сербии. Конечно, Шешель присмирел после 11-летнего заключения в тюрьме Международного трибунала в Гааге. Но со времени его освобождения прошло уже три года и, похоже, он начал расправлять свои националистические крылья. Именно Шешель ныне является самым ярым сторонником поезда Москва – Белград.

Еще в 2011 году в своем выступлении перед трибуналом он заявлял, что сербы - это "малые русские на Балканах". Когда Шешель вернулся после освобождения из-за болезни в Белград, в аэропорту его встречали сотни сторонников. Российские телеканалы сделали много восторженных репортажей о "герое", который теперь не имел права покидать границы Сербии. Тогда можно было предвидеть, что в Белград побегут новые российские поезда. Но началась оккупация востока Украины, и сербские боевики вместе со своими друзьями, российскими добровольцами в Югославии, поехали воевать за "великую Россию" в Украину. И не только. Результат одного из таких "поездов" – попытка нападения на премьера Черногории Мило Джукановича в октябре 2016 года и арест двадцати граждан Сербии, а также подозрения в отношения нескольких россиян.

14 января российский буквально поезд (изготовленный в России дизельный тепловоз), весь в надписях "Косово – это Сербия", а также с фотографиями православных святынь внутри, не доехал до Косово. Случился скандал – правительство Косово пообещало не пустить поезд на свою территорию, и премьер правительства Сербии Александр Вучич отменил рейс, которого не было с 1999 года, пригрозив, что Белград может применить силу, если будет угроза жизни сербов. Президент Косово Хашим Тачи увидел аналогию между произошедшим и тем, что произошло три года назад в Крыму. "Намерение Сербии заключается в том, чтобы использовать этот поезд, который был преподнесен Россией, во-первых, чтобы помочь отрезать северную часть Косово, а затем присоединить ее к Сербии. По образцу Крыма", - сказал Тачи.

Никто не называет имени инициатора этой акции. Но даже самый посредственный аналитик поймет, что за ней кроется провокация: Косово без предварительных консультаций не примет поезд, а это значит, что акция была скорее идеологической, чем предназначена для улучшения коммуникации. Хотя бы потому, что основной контингент пассажиров составляли сербские политики, представители различных общественных организаций и журналисты. Хотите смейтесь, хотите нет, но поезд дальше станции с символическим названием "Рашка" не пошел. Значит ли, что он не пойдет дальше, сказать трудно. Белград прислушивается к Москве, а Кремль постоянно подталкивает сербские власти к противостоянию с соседями и европейскими организациями.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Следующая публикация