Мне нравится молчаливая конкуренция между RyanAir и WizzAir

Министр инфраструктуры рассказал о перспективах развития железнодорожного и авиационного транспорта, а также относительно сообщения Донбасса.

Во время инвестиционного форума в Мариуполе ряд украинских министров презентовали собственные проекты по приватизации, концессии или привлечении инвестиций. Однако один из успешно реализованных проектов был представлен международным инвесторам и компаниям еще перед форумом – это отремонтированная "дорога жизни" Запорожье-Мариуполь.

Инфраструктурные проекты вызывают больше всего интереса у украинцев. А именно Министерство инфраструктуры отвечает за железную дорогу, аэропорты, порты и дороги. ТСН.ua удалось пообщаться на форуме с министром Владиславом Крыклием, который рассказал о планах по реконструкции украинских вокзалов, негласную конкуренцию между лоукост-авиаперевозчиками в Украине и ситуацию с железнодорожным транспортом на Донбассе.

Планирует ли Министерство вмешиваться в скандал между "Укрзализныцей" и "Киевпастрансом" по поводу городской электрички в Киеве? Возможно, планируется перезапуск проекта, который откровенно провалился?

Трудный вопрос на самом деле. Здесь должны действительно определиться. Надо начинать с другого – а какой приоритет сейчас у городского главы Киева. Ибо если с таким подходом, то они и метро на Троещину не сделают, или сделают задорого. Относительно метро на Троещину мы тоже предлагали позицию и мы, кстати, все эти перевозки готовы взять на себя по договорам обслуживания, когда города тоже принимают участие и частично все это финансируют. Мы готовы обеспечить так называемый киевский S-Bahn. Это большое кольцо, которое будет соединять некоторые города-спутники с Киевом, и собственно, левый и правый берег. И Троещину так же. Мы планируем это предложить, это большой проект примерно 300 километров длиной. Он должен объединить более 50 различных станций и остановок. Такая общая сеть, как в Берлине – у них есть U-Bahn, S-Bahn.

Вокзальную сеть мы тоже хотим развивать, готовить его к концессии. Чтобы приходили частные инвесторы, чтобы это были не "лучшие хозяева", которые почему-то всегда демонстрируют убытки, просят "дайте еще денег, потому что все закончилось". Там будут компании, которые знают, как зарабатывать. Они сами у себя не будут воровать. Конечно, они будут зарабатывать, а государство вместе с ними. И напрямую через концессионные платежи и какой-то процент с доходов, и опосредованно через налоги, через развитие инфраструктуры, за развитие туризма и других вещей. Потому что если инфраструктура в запущенном состоянии, это не способствует, чтобы туризм или бизнес этим пользовался.

Мы останавливаемся пока на Киевском, Запорожском и Николаевском вокзалах? Как было указано в программе действий правительства?

Больше у нас в планах – Киевский, Николаевский, Запорожский, еще Чоп у нас в планах есть, Днепр, Харьков и Хмельницкий. Этот перечень – он ориентировочный, конечно. Я очень хочу, чтобы на Киевском вокзале мы проработали преграды, потому что городской совет какие-то странные договоры по приватизации там даже отдельных участков позаключал еще при прошлой власти. С какой целью – я не понимаю. Если они рассчитывают таким образом где-то пытаться сопротивляться – это как-то неправильно, не по-человечески.

Как развивается ситуация с ужгородским аэропортом? Мы знаем, что там проблема с взлетно-посадочной полосой, на которую самолеты для посадки должны заходить в воздушное пространство Словакии.

Работаем. Я был на двусторонней встрече, когда президент Украины встречался с президентом Словакии. Потом я уже имел не одну беседу с министром инфраструктуры Словакии. Мы это все проговаривали. Мы определили, что взлетная полоса будет демилитаризированна, на нее не будут садиться военные самолеты, только гражданская авиация. И собственно сейчас готовим необходимые документы, я надеюсь, что до конца года этот вопрос будет решен. После этого мы сможем запустить аэронавигационное оборудование, чтобы можно было делать инструментальную посадку.

Потому что какая проблема сейчас этой полосы – во-первых, она небольшая и не все самолеты могут садиться. Во-вторых, из-за того, что там нет аэронавигационного оборудования, – из-за того, что там приходится садиться на глаз, и естественно, что это возможно делать только в светлое время суток, когда нет никакого тумана и дождя. А так довольно трудно функционировать авиаперевозчикам, какие-то непрогнозируемые рейсы выходят. И "Мотор Сич" насобирала уже определенное количество убытков, собственно, и обращается к Закарпатскому областному госсовету, чтобы они компенсировали часть этих убытков. Если не ошибаюсь, там сумма уже набежала в 5 миллионов гривен.

Кстати, по поводу компенсации убытков. Сейчас МАУ масштабно меняет свою сетку рейсов для избежания рейсов, которые облетают Россию, чтобы минимизировать свои убытки в связи с этим запретом. Также в компании просят компенсацию. Вы говорили, что может быть косвенная компенсация путем, например, отмены НДС на внутренние рейсы.

Да, мы над этим работаем сейчас. Готовятся соответствующие законопроекты, мы сейчас их готовим с депутатами профильного комитета инфраструктуры Верховной Рады. Поэтому рассчитываем на то, что они будут поддержаны под куполом и это даст возможность уменьшать стоимость на билеты и станет очередным стимулом, чтобы лучше развивались авиаперевозки как внутри страны, так и снаружи.

Украина запускает легальные перевозки до КПВВ на админгранице с Крымом, строит там соответствующие станции. Планируются ли такие же рейсы до КПВВ на Донбассе?

Этим должна заниматься местная власть, чтобы они коммуницировали, рассказывали, обеспечивали пассажиропоток. В случае необходимости дофинансировали – это же процесс, мы не можем за них этот вопрос решать.

А железнодорожное сообщение, в частности с Луганщиной? Скоростная железная дорога туда не ходит.

Чтобы строить новую сеть – это довольно таки дорого. Поскольку пассажирские перевозки сами по себе еще и убыточные, то мы не можем рассматривать возможность, чтобы инвестировать средства в то, что потом будет в дальнейшем генерировать убытки. Здесь надо понимать источник, который будет все это покрывать. Поэтому, по крайней мере пока, по отдельным направления мы будем говорить только о подготовке, о расчетах, но если мы не увидим там экономики, то будет очень трудно. Мы понимаем, что вот дороги строим – это тоже определенным образом социальные стандарты. Но железнодорожное сообщение, оно значительно дороже.

За последний месяц лоукосты зашли в два новых региональных аэропорта. Ожидается ли еще привлечение других регионов и развитие этой сети?

Конечно, это общая задача. Задача государства – создавать необходимую инфраструктуру, железнодорожное сообщение, где мы можем, к аэропортам, подъездные пути, дороги нормальные создавать. И конечно, мы проговариваем с нашими партнерами, авиаперевозчиками, в том числе и лоукостерами, чтобы они заходили. Мы им показываем, что там есть динамика, что аэропорты развиваются, авиамобильность в Украине растет. Вот мы несколько недель назад с RyanAir договорились, по Херсону запустили. Они, кроме Кракова, готовы теперь еще и Вену открывать, в Запорожье тоже WizzAir заходит. Мне очень импонирует, что у них такая молчаливая конкуренция. Одни говорят: "Да нет, мы посмотрим", потом другие зашли, и сразу они, почти на следующий день забегают. И это прекрасно, потому что от такой конкуренции выигрывает, прежде всего, гражданин, потому что мы получаем нормальную, доступную и качественную услугу.

Планируется ли сдача региональных аэропортов в концессию авиаперевозчикам?

Без разницы, кто будет принимать и оперировать. Да, планируется, потому что мы по концессии аэропортов, прежде всего, будем говорить не только о самих инвестициях, чтобы сделать там красивый фасад, а и о том, как и сколько они будут привлекать пассажиропотока. Это надо работать с авиаперевозчиками, с другими городами, объяснять. Это действительно тяжелая работа с research, девелопмента, маркетинга. Государству, а тем более коммунальным предприятиям, им очень тяжело этим заниматься. Здесь должен быть немного другой подход с такой корпоративной культурой.

В Донецкой и Луганской области будут аэропорты?

В Луганской области я пока не вижу где, а в Донецке, в Мариуполе, мы как раз вчера (28 октября – ред.) после заседания Кабмина этот вопрос поднимали, обсуждали. Пока что мы видим определенные риски, разумеется. Если там хотя бы будет 1% рисков для жизни граждан, мы не будем этот вопрос поднимать. Если там среди 200 рейсов, не дай бог, окажется, что один будет с каким-то террористическим актом, мы такие вещи ни себе не простим, ни априори не допустим.

Видео Министр инфраструктуры Владислав Криклий о состоянии украинских дорог и перспективах внутреннего авиасообщения

У нас в гостях министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий. Говорим о реальном состоянии украинских дорог сегодня, есть ли план по их восстановлению и какие направления будут отремонтированы в первую очередь. А также узнаем, планирует ли новая команда упорядочить междугороднее пассажирское сообщение, разобраться с хаосом маршруток и будет ли развиваться внутреннее авиасообщение.  

Министр инфраструктуры Владислав Криклий о состоянии украинских дорог и перспективах внутреннего авиасообщения

Проще связать эти области шатлами с аэропортами того же Харькова или Запорожья?

Что вы имеете в виду под шатлами?

Связать области автобусными маршрутами, которые будут ездить непосредственно в аэропорты.

Автобусы, конечно. Опять же, железнодорожное сообщение. Если нормальное железнодорожное полотно и новый подвижной состав с локомотивом, то поезд едет в среднем 140-150 км/час. И он может какую-то дистанцию пройти за час-два. К тому же Запорожье – это 200 километров. Чтобы можно было бы туда доехать не только по дороге, а и по железной дорогой за тех же полтора часа.

Для этого нужно реформировать железнодорожную инфраструктуру.

Инвестировать в нее нужно. А для того, чтобы в нее инвестировать, нам надо реформировать, нам надо привлекать ресурсы. Мы сегодня (29 октября – ред.) объявили о подготовке размещения публичных акций. ЕБРР проявляет к этому интерес, я думаю, что они будут одни из наших первых партнеров. Вот такие вещи – они способствуют. Это шаг за шагом – более дешевые ресурсы, лучшие кредитные программы, привлекаем новые локомотивы и поезда, не просто покупаем, а потом имеем проблемы с сервисным обслуживанием, а привлекаем с локализацией производства в Украине. Такие вещи мы сейчас обсуждаем с крупными мировыми производителями локомотивов.

Какой прогресс в переговорах с Польшей по поводу лицензий на перевозки?

Согласовали пока что на автокомисии 5000 (разрешений – ред.) дать в текущем году, 10 000 готовы рассматривать за счет следующего года. Возможно, еще будет какая-то калибровка благодаря перерасчету. Мы им предложили вообще переходить на электронные разрешения. У нас очень открытая и либеральная позиция по транспортному сотрудничеству с польской стороной. Но если они будут оставлять такое же отношение, как сейчас, нам придется пересматривать свое.

Беседовал Алексей Ярмоленко

Оставьте свой комментарий