Первый кризис президента Зеленского

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

Путин решил "прощупать" новоизбранного президента, не откладывая в долгий ящик — и от того, как он ее решит, зависит очень многое.

Вы читали "Основание" (Foundation) Айзека Азимова? Если помните, то Основание энциклопедистов, созданное на базе новой, "внесистемной" схемы общественного взаимодействия, на разных этапах своего развития сталкивалось с кризисами, в которых, на первый взгляд, не было выигрышного сценария поведения. Но применение неочевидных шагов делало Основание сильнее. Новоизбранный президент Владимир Зеленский столкнулся с подобным по характеру вызовом.

Точнее, события начали развиваться ещё до дня голосования во втором туре, кульминация кризиса и возможности решения находятся во временном промежутке, пока Зеленский не приведён к присяге, последствия приходятся на первые дни его работы.

Думаете, я о политике? Отчасти да, но главное, — о нефтепродуктах, угле, торговле и украинских олигархах. Чтобы разобраться в происходящем, обрисую контуры проблемы, участников, возможные пути решения.

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ

Если вы заметили, то 18 апреля 2019 года Российская Федерация ввела новые ограничения на торговлю с Украиной. В частности, введён запрет на поставку нефти, нефтепродуктов, угля, а также импорт украинских труб и продукции машиностроения, легкой промышленности.

В угольной сфере речь идёт, в первую очередь, об антраците, который необходим для украинской тепло- и электрогенерации. Дефицит угля может вызвать увеличение себестоимости электроэнергии и, как следствие, увеличение её стоимости для промышленных потребителей. А с отсрочкой в 3-4 месяца — и для населения. Это сфера интересов Рината Ахметова.

Видео Российскую нефть и нефтепродукты больше не будут экспортировать в Украину

Так решило российское правительство в ответ на "недружественные" действия Украины - речь идет о расширении торговых антироссийских санкций, которые Кабмин усилил на прошлой неделе. Более 40% нефтепродуктов, в частности, дизеля, на украинском рынке - именно российские. Кроме топлива, Москва прекращает ввоз продукции машиностроения, металлообработки и легкой промышленности.  

Российскую нефть и нефтепродукты больше не будут экспортировать в Украину

Трубы — сфера интересов Виктора Пинчука. Его российские запреты касаются в несколько меньших масштабах, поскольку они значительно коснулись его раньше: последние несколько лет РФ вела политику импортозамещения, и уже закрывает собственные потребности по большинству товарных позиций. Тем не менее, Пинчук все равно лишается доли рынка, и логично, что он будет ставить вопрос о компенсации либо требовать политического решения проблемы от президента.

Нефтепродукты. В СМИ уже обсуждался возможный дефицит дизельного топлива и сжиженного газа, которые поставляются из Российской Федерации. В цифрах речь идёт об 41% розничного рынка дизельного топлива и 38% сжиженного газа (СУГ). Эти доли рынка обеспечивались структурами так или иначе связанными с Виктором Медведчуком.

Напомню, что кум Путина фактически монополизировал прямые поставки нефтепродуктов из РФ в 2017 году, год от года наращивая объёмы. При этом он сумел купить продуктопровод "ПрикарпатЗападТранс", по которому поставлял дизельное топливо украинским потребителям, в том числе и Министерству обороны.

Кум Путина фактически монополизировал прямые поставки нефтепродуктов из РФ в 2017 году, год от года наращивая объёмы

В связи с этим решение России запретить поставку нефтепродуктов в Украину лишает нас значительной доли топлива в сегментах, которые используются для грузовых и коммерческих пассажирских перевозок.

С одной стороны, дефицит "солярки" и "газа", естественно, приведёт к росту цен на топливо и в итоге к выросшим ценникам в магазинах. С другой, такой запрет вроде как обнуляет бизнес Виктора Медведчука и потому выглядит нелогичным со стороны Кремля.

Все три кризиса связаны в один узел, но тема нефтепродуктов является наиболее острой и требует решения уже сегодня. Поэтому остановимся на ней более подробно.

НЕФТЕПРОДУКТЫ — ДВОЙНОЙ УДАР КРЕМЛЯ

После ввода Россией ограничений ряд украинских аналитиков заявили, что проблема не так остра, как кажется на первый взгляд — возможна покупка продукции у других производителей. В нормальных условиях так бы и было — до прихода на рынок Виктора Медведчука та же Беларусь спокойно закрывала недостающие объёмы в случае необходимости.

Но в Беларуси последние дни нефтеперерабатывающая отрасль живёт в режиме триллера. Я дам лишь краткую хронологию событий:

  • Вечером 18 апреля (в день российского ультиматума Украине) концерн "Белнефтехим" сообщает, что в магистральных нефтепроводах, подающих российскую нефть на беларуские НПЗ зафиксированы превышения норм по хлорорганическим соединениям. Цифры впечатляют — от 15 до 110 раз в зависимости от пробы. Хлорорганика — это, среди прочего, продукты растворения парафинов в кислотах. При поступлении на НПЗ под действием высоких температур происходит обратная реакция: парафин выпадает в осадок, кислоты освобождаются и "разъедают изнутри" оборудование.
  • Российская сторона признаёт существование проблемы лишь в 23:00 по московскому времени 19 апреля. В официальном заявлении "Транснефти" говорится о том, что поставки нормальной по составу нефти будут обеспечены "в понедельник либо во вторник".
  • 20 апреля. В Беларуси принимают меры по нейтрализации хлорорганики, обрабатывая нефть специальными реагентами. Но поскольку концентрация опасных веществ колеблется, эффективность борьбы с проблемой оставляет желать лучшего.
  • 21 апреля. Беларусь официально заявляет о снижении объёмов производства на своих НПЗ на 60-70% и останавливает выполнение экспортных контрактов. Правительство Беларуси и концерн "Белнефтехим" намереваются добиваться от РФ компенсации за нанесённый ущерб.
  • 22 апреля. Авария на Мозырьском НПЗ. "Плохое качество перерабатываемого сырья сказалось на работе оборудования. Так, 20.04.2019 на установке ЛК-6У №2 секции С-100 выявлены пропуски теплообменных трубок воздушного холодильника ХК-105, состоящего из шести секций", — говорится в сообщении официального сайта НПЗ.  

Это значит, что Беларусь физически не сможет компенсировать выпадающие объёмы российского топлива на украинском рынке. НПЗ на полную мощность смогут заработать лишь к концу мая-середине июня. Но даже после этого задачей №1 концерна "Белнефтехим" будет выполнение экспортных контрактов, сроки по которым сорваны из-за внештатной ситуации.

Таким образом дополнительные свободные объёмы топлива для поставок в Украину появятся не ранее конца июля-августа 2019 года. А российский запрет, напомню, будет действовать уже с 1 июня. Более того, приостановка работы беларуских НПЗ в связи с, можно прямо говорить, российской диверсией, приведёт к отсутствию в Украине и беларуского топлива. То есть дефицит на рынке "солярки" в июне может составить не 41%, а 60-70% (если беларусы не смогут восстановить нормальный режим работы своих НПЗ раньше).

Может ли Украина компенсировать данные объёмы увеличивая закупки у других участников рынка — польских, литовских и румынских компаний? Может, но далеко не весь недостающий объём — наши партнёры из ЕС так же, как и беларусы, имеют долгосрочные контрактные обязательства, и вряд ли быстро найдут 5-6 млн тонн дизельного топлива (в годовом выражении).

Это значит, что Беларусь физически не сможет компенсировать выпадающие объёмы российского топлива на украинском рынке

Максимум, на который Украина может рассчитывать с этого направления — около 2 млн тонн в годовом выражении (менее 200 тыс. тонн в месяц) — а это половина необходимого объёма.

Могло ли этого не быть? Естественно. В 2016 году Госрезерв разработал модель создания запасов нефти и нефтепродуктов объёмом до 2 млн тонн в нефтяном эквиваленте, хотя сама концепция такого резерва была утверждена Кабмином еще в далеком 2009 году.

2 млн тонн — это примерно три месяца существования государства при полном (то есть 0 грамм) отсутствии импорта. Создать объём планировалось благодаря работе отечественных НПЗ и переработке украинской нефти по давальческой схеме на Мозырьском НПЗ (Беларусь). В 2017 году трубопровод "Одесса-Броды" был даже подготовлен к перекачке сырья — в него запустили "техническую нефть".

Но, по удивительному стечению обстоятельств, одновременно с выходом на топливный рынок Виктора Медведчука интерес к созданию государственного запаса топлива у руководителей государства, и так бывший невысоким, исчез. Иначе сложно объяснить, почему за 2018 год заметного прогресса не было, за исключением многочисленных обсуждений с "энергетическим сообществом", которые закончились заявлением о том, что создание запасов может начаться... в конце 2019 года.

СУТЬ КРИЗИСА ЗЕЛЕНСКОГО

Таким образом, даже по нефтепродуктам мы имеем кризис национального масштаба — без преувеличения угрозу национальной безопасности. Ведь, напомню, большая часть товаров доставляется транспортом на дизельном топливе или СУГ, армейская техника также в массе своей имеет дизельные двигатели.

Возникает вопрос: почему это проблема Зеленского, а не Порошенко? Да потому что решать ее придётся именно новоизбранному президенту. До конца каденции Петра Алексеевича проблемы не существует — запрет начнёт действовать с 1 июня. То есть для президента Порошенко — это не проблема. Это проблема только для гражданина Порошенко.

Таким образом, даже по нефтепродуктам мы имеем кризис национального масштаба — без преувеличения угрозу национальной безопасности

В конце концов, кризис разворачивается уже четвертый день. При этом единственная реакция государственных органов блещет содержательностью. Процитирую заявление Министерства экономразвития и торговли на эту тему: "18 апреля 2019 года правительство Российской Федерации ввело новые экономические санкции против Украины (введен запрет ввоза из Украины в Россию таких товаров, как бумажная продукция, товары легкой промышленности, металлургическая продукция, продукция машиностроения, а также ограничены поставки из России в Украину нефти и нефтепродуктов). Отмечаем, что такие шаги со стороны Российской Федерации — ожидаемые.

Это вся реакция, которую я успел найти на момент написания текста. Забавно, что невступившее в силу решение суда по "ПриватБанку" стало причиной созыва СНБО и трансляции этого заседания. Возможность потери от 41 до 76% дизельного топлива — видимо, не является сопоставимым по масштабам вызовом для Украины, поскольку СНБО на эту тему ещё не заседал.

Но даже если Пётр Алексеевич возьмётся за решение этой проблемы, сомнительно, что выход из ситуации будет найден до прекращения его полномочий. Западные партнёры не имеют достаточных запасов продукции, чтобы нивелировать возможный дефицит в Украине. Беларусь, чьи НПЗ позволяют это сделать, не будет иметь технических возможностей, поскольку будет занята ликвидацией последствий российской диверсии. Речь может идти лишь о временных мерах, способных снять остроту проблемы, но не решить её.

Альтернатива — разговаривать с Медведчуком (читай Путиным). Но тот не будет обсуждать проблему с Порошенко, поскольку данный кризис — пас из Москвы уже новоизбранному президенту Украины. Это своеобразное предложение Зеленскому подумать над решением топливной задачи и на тему конкретных шагов ещё до инаугурации. А для Кремля — возможность "прощупать" нового президента Украины.

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ЗЕЛЕНСКОГО ИЛИ "ПРИЧЁМ ТУТ АЗИМОВ?"

Владимира Зеленского склоняют к началу теневых договорённостей сразу на нескольких направлениях. Как минимум это Российская Федерация и условный клуб украинских олигархов. Договорённость по одному из направлений (либо по обоим) может решить проблему, но сразу разрушает основу кампании Зеленского — обновление власти и государства. Новоизбранного президента нефтяным и газовым кризисом загоняют в старую систему "теневых договорняков".

Как выглядят линейные решения?

Вариант 1. Не делать ничего, не разговаривать ни с олигархами, ни с Путиным, дать кризису развиваться, лишь частично закрывая потребности импортом топлива из ЕС. В таком случае Украина сталкивается с дефицитом моторного топлива и угля. Цены на заправках растут. Это означает, что контролирующий часть нефтепереработки Украины Игорь Коломойский получает дополнительные прибыли.

Данный кризис — пас из Москвы уже новоизбранному президенту Украины

Отсутствие поставок антрацита из РФ либо из ОРДЛО (по любым схемам) вновь делает актуальной и обоснованной схему Роттердам+. В таком случае уже с первых дней президентства Зеленского обвиняют по ТВ (принадлежащим олигархам) в том, что он вступил в сговор с олигархами, давая заработать Ахметову и Коломойскому.

Вариант 2. Договориться с украинскими олигархами. Они, через свои каналы, через своих партнёров могут найти недостающие объёмы топлива, даже договориться о теневых и полуконтрабандных схемах поставок из РФ. Но в таком случае Зеленский-президент со своей программой обновления власти терпит репутационный крах.

Финансово-промышленные группы в обмен на такую услугу, естественно, предложат вариант сосуществования, который мало отличается от современной политической системы, разве что в экономике пройдёт очередной передел сфер влияния. Пресса будет хвалить Зеленского. В Раду даже войдут "новые лица". Но это будет схоже с выборами 2014 года, когда замена декораций не привела к смене системы.

Вариант 3. Договориться с Путиным. То есть пойти на консультации с ним ещё не будучи приведённым к присяге. Это может решить проблемы независимо от хода переговоров. Путин даже может не требовать всего и сразу, он просто будет иметь мощнейший компромат "Зеленский, ещё не став президентом, уже проводит кулуарные переговоры в Кремле".

Вариант 4. Комплекс теневых договорняков и с олигархами, и с Путиным. Это полностью снимает кризис с повестки, даже даёт видимость (созданную прессой) эффективного президента. Но это наихудший вариант для Украины.

Договорённость по одному из направлений (либо по обоим) может решить проблему, но сразу разрушает основу кампании Зеленского — обновление власти и государства

Вариант 5. Посредством своей команды, через доверенных лиц, пытаться решить вопрос с лидерами соседних стран — Польши, Румынии, Литвы и Беларуси как контрабандной калитке, — предлагая новые контуры сосуществования в будущем. Реален, но тут все упирается в Петра Порошенко и СБУ, поскольку до вступления в должность Зеленский не имеет права проводить никаких встреч в качестве президента Украины. Сам факт таких контактов (как, впрочем, и контакты, перечисленные в пп. 1-4) дают основания для целой серии публичных разоблачений в СМИ, которые убивают и рейтинги новоизбранного президента, и перспективы его политической силы на парламентских выборах. А это приводит к дальнейшему существованию страны в привычном нам режиме олигархического договорняка.

Перед Зеленским стоит нетривиальная задача, провал в решении которой будет означать провал всей его кампании, провал политических планов и провал Украины. А вот её решение, нестандартные шаги сделает Владимира Зеленского сильнее, и это будет первый шаг Зеленского-политика. Какие это будут шаги, идеи можно было бы расписывать. Но, думаю не стоит о них говорить раньше времени, единственное, что могу отметить, они лежат в области максимальной публичности. В остальном, поживём — увидим.

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции