Война дронов: как воюют операторы беспилотных систем - репортаж с фронта
Украинские дроны помогают пехоте держать оборону, но именно вражеские беспилотники являются самой большой угрозой на передовой.
Украинские дроны. Иллюстративное изображение / © ТСН.ua
Для противодействия дронам российские оккупанты уже давно создают туннели из сеток над дорогами к передовой. Украинцы начали это делать с опозданием. Теперь их приходится возводить под огнем. Но другого выхода нет — иначе враг может обрезать всю логистику, и наши воины «на нуле» останутся без боеприпасов и эвакуации.
О том, как противодействуют вражеским дронам и как воюют операторы беспилотных систем, говорится в репортаже ТСН.Тиждень военного корреспондента Андрея Цаплиенко, который вернулся с передовой.
Вместе с разведчиком 54-й бригады с позывным «Турист» журналист побывал в районе Северска. Именно здесь держит оборону его бригада — та самая пехота, в интересах которой работают силы беспилотных систем.
Разведчик утверждает, что наши дроны спасают ситуацию. Но, с другой стороны, именно вражеские беспилотники являются самой большой угрозой на передовой.
Угроза от вражеских дронов
Оккупанты почти рядом с Северском — бьют по дороге из захваченного Лисичанского НПЗ.
«Летит практически все, начиная от „арты“ и заканчивая FPV, используют все, не жалеют ничего», — рассказывает «Турист».
Вдоль дороги в засадах подстерегают FPV-дроны противника на оптоволокне. Незаметные для РЭБ, они прячутся в траве, ждут машину и атакуют.
Оператор БПЛА 54-й бригады с позывным «Будда» рассказал, как обезвредили один из таких дронов: подошли с тыла и обрезали ему оптоволокно, тем самым прервав канал управления и видео.
Несмотря на тяжелую ситуацию, под Северском есть чем ответить на навязанную противником войну дронов.
Непроходимую для врага зону по ту сторону Северска начал создавать 20-й полк беспилотных систем, который вырос из батальона «К-2» 54-й бригады. Поэтому, став отдельным подразделением, сохранил свое мотивирующее название, «К-2».
«У нас есть средства, которые поражают на 15, 20, 25 км в глубину. Пехота увидела пехоту за триста метров, и надо сделать, чтобы они не дошли. Но если у них уже идет штурм, мы должны сделать, чтобы он закончился очень быстро», — объясняет командир 20-го полка СБС «К-2» Кирилл Верес.
Как работают наземные работы
Командир считает, в условиях ограниченной логистики вскоре наступит время для революции наземных дронов. Но здесь не ждут будущего. Здесь его приближают. В полку создали подразделение наземных роботизированных комплексов. Его операторы чудом эвакуировали «с нуля» четырех раненых.
«Четырех за четыре дня. К сожалению, пятого не удалось вывезти. А так бы было пять за пять дней», — рассказывает Кирилл Верес.
Циничная математика войны — в случае гибели этих спасенных бойцов государство должно было бы выплатить их семьям сумму, в которую обходится месячное финансирование всего полка беспилотных систем.
Работами, которые спасают раненых, руководят из отдельного пункта управления. Во время подготовки к очередной важной миссии оператор НРК 20-го полка беспилотных систем «Бинтик» рассказал, что бывало по два выезда за ночь, а максимально наземный дрон может проехать 30+ километров.
На этот раз на удаленной позиции операторам воздушных дронов надо немедленно заменить беспилотник «Вампир» и доставить боекомплект к нему.
От того, доедет он или не доедет, зависит удержат или не удержат позицию наши ребята».
Шестиколесный робот должен пройти там, где враг в режиме 24 на 7 атакует украинский транспорт. Есть риск потерять этот беспилотный тягач, но это шанс сохранить бесценных людей.
К стартовой позиции дрон едет на лафете. Для расчета старт — самый рискованный момент. Оператор с позывным «Бинтик» взял на себя управление — и колесный робот отправляется в неизвестность.
Как воюют «Вампиры»
Журналист также побывал на позиции, с которой бойцы «К-2» поднимают в воздух беспилотники «Вампир».
Несмотря на то, что противнику хорошо знаком этот дрон, он остается очень эффективным и грозным оружием. И не только из-за его технических характеристик, а благодаря количеству бортов и хорошо обученных экипажей.
«С бомберами работаю давно, я не могу сказать, что среди беспилотных систем это наиболее прорывное или технологическое средство, но я на них проработала несколько лет, я их нежно люблю и развиваю, как своеобразную кафедру», рассказывает бывшая «айтишница», а ныне офицер с позывным «Сарацин».
По ее словам, беспилотные системы для армии абсолютно новое дело.
«Это постоянная игра с противником. Мы находим что-то новое. Они пытаются противодействовать. Мы пытаемся это обойти», — говорит она.
Операторам «Вампиров» необходимо обойти плотную систему ПВО и РЭБ, чтобы знать батарею пушек, которая «кошмарит» Северск. А механизм ликвидации угрозы уже отработан. Для этого используют 4-килограммовый осколочный фугас и «зажигалку».
«Осоколком желательно поразить пушку, а зажигательным снарядом сжигаем остальное, что остается», — объясняет один из бойцов.
Уехать с позиции надо, как тут говорят, «по-темному». Командир роты уже попадала тут под удар FPV, который ударил буквально в трех метрах. К счастью, заряд был кумулятивным.
Взаимодействие роботов
Для того, чтобы минимизировать опыт таких встреч, команда наземных дронов усиливает операторов воздушных беспилотников. А это значит, что на поле боя есть взаимодействие роботизированных комплексов.
Колесный робот по дороге к «вампиристам» едва не попал под удар вражеской FPV-шки. Спрятался в кусты. Переждал.
Бойцы на позиции его быстро разгрузили. Боеприпасов на ночь хватит. Вездеход возвращается на базу. Возвращение длится несколько часов. Робот медленно прорывается через микроволны РЭБ. И когда доезжает, то утреннее солнце уже светит «на полную».
Миссия была долгой, но однозначно успешной. Ребята на позиции получили дрон «Вампир» и боекомплект. А наземный робот вернулся целым и невредимым. Чем в очередной раз доказал, что в войне наступил новый этап.
▶ На YouTube-канале ТСН можно просмотреть по этой ссылке видео: ТСН 08:00 новини 11 червня. УДАР ПО ТАМБОВУ! Київ після НАЛЬОТУ ШАХЕДІВ!
Напомним, в Украине разработали современный комплекс радиоэлектронной борьбы Algiz AM, который успешно подавляет дроны типа Mavic. Система уже применяется на фронте.